«Детям некуда выплеснуть энергию, а значит, они будут доставать». Правила жизни в изоляции писателя Натальи Ремиш

Дата публикации: 09.04.2020

Писатель, журналист, автор мультсериала «Про Миру и Гошу» Наталья Ремиш уже более четырёх недель сидит дома с тремя детьми — от 3 месяцев до 17 лет. Мы спросили у Натальи, чем голландская самоизоляция отличается от российской, как можно развлечь разновозрастную компанию и что делать, когда силы и ресурс почти на нуле.

  1. Мы находимся дома уже четвёртую неделю, хотя государство не требует от нас такой жесткой изоляции. Жителям Голландии разрешено выходить на детские площадки, но мы, зная, как долго вирус сохраняется на поверхностях, и понимая, что при любом контакте он может передаться, предпочли ввести более жесткий карантин, чем это предполагают государственные меры.

К счастью, мы живем в доме— не за городом, но в доме. У нас есть небольшое пространство для передвижения и есть сад с качелями для детей. Дома мы впятером: мы с мужем, подросток 17 лет и дети, 4 года и 3 месяца. Основная проблема, с которой мы столкнулись, — это ограниченный доступ к врачам. В остальном их нет.

Первая волна паники, когда сметали все продукты, прошла. Есть ограничения в самом магазине — не больше трех человек, перед ним очередь, но все стоят в отдалении друг от друга. Можно заказать продукты онлайн — слышала, что есть проблемы с доставкой, которую нужно ждать две недели, но мы с этим не сталкивались.

  1. Самая большая сложность в изоляции — это психологическое состояние внутри семьи, потому что каждого из нас чего-то лишили. В первую очередь свободы передвижения. Я хочу ходить в кафе, пить кофе, сидеть на улице и смотреть на проходящих мимо людей. За счёт этого я восстанавливаю ресурс.

Нашей 17-летней дочери Лоле трудно без общения с друзьями, мужу трудно в постоянной коммуникации со всеми членами семьи. Мы постоянно вместе, постоянно общаемся. Четырёхлетняя Мира очень скучает без друзей, хочет ходить в гости и чтобы гости ходили к нам.

Вспышки плохого настроения регулярно происходят у кого-то из членов семьи. Первую неделю мы ожидали, что нам будет очень плохо, были в ужасе от того, что происходит. На второй почувствовали, что просто нужно замедлиться и снизить ожидания. Что мы не можем больше жить по тем же правилам, по которым жили раньше, и мы стали снижать ожидания.

На третьей неделе поняли, что нужно вернуть какие-то правила жизни, потому что конца этому карантину не видно, и как минимум надо начать полноценно убираться в доме. Начинаешь уставать от пребывания в состоянии постоянного беспорядка.

  1. В обычной жизни у нас есть няня и школа, а сейчас мы с мужем придумываем все возможные развлечения для детей сами. Мы работаем в сфере эмоционального развития, у нас много упражнений, которые помогают с пониманием эмоций, с их проработкой. И в самоизоляции мы поняли, что можем этим заниматься всей семьей.

Например, муж строит с дочкой из картонной коробки пиратский корабль, а я провожу уроки эмоциональной грамотности: мы клеим коробочку и «складываем» в нее различные чувства. Например, в один из дней разговаривали про вину, и это очень здорово работало. Я узнала о ребенке много того, о чём даже не подозревала.

Если спросить у среднестатистического ребёнка, когда он себя чувствует виноватым, то он, скорее всего, ответит, что никогда. Но если вы даёте ребёнку возможность почувствовать эмоциональную безопасность и приводите пример, когда вы сами себя чувствуете себя виноватым (вазу разбила, например), то ребёнок начинает рассказывать в ответ свои истории.

  1. С одной стороны, я считаю, что важно сохранять режим, он позволяет защищать стабильность детской психики. Но, с другой, в рамках существующего режима всё-таки нужно давать себе послабление, так как наша основная задача — сохранить собственную психику. А если мы будем тратить больше сил на то, чтобы сберечь строгий распорядок дня, то это не пойдёт на пользу.
  2. Мы поставили на стол большую тарелку с овощами, и дети едят их в течение дня. Также у нас есть завтраки, обеды, а ужины — иногда. Их мы пропускаем по причине того, что есть эти перекусы. У детей нет потребности есть что-то при просмотре гаджетов, так как их время ограниченно. Что касается мультиков, мы смотрим их 20–30 минут каждое утро, а через день по вечерам вместе включаем фильмы для семейного просмотра. Это послабление, на которое мы пошли в карантине: обычно во второй половине дня средняя дочь не смотрит в экран.
  3. В жизни 17-летней дочери ничего не изменилось: она смотрит что хочет, но при этом ответственно подходит к вопросу онлайн-учёбы. Так как у нас много работы, мы поняли, что ничего не успеваем, и поэтому снизили ожидания. Будем работать позже. Часто делаем это, когда укладываем детей. И мы работаем «посменно»: я работаю — муж с детьми, муж работает — я с детьми. Иногда мы просим старшую дочь с ними посидеть, хотя бы с одним ребёнком. Плюс у нас есть лайфхак в виде таймера. Мы ставим таймер средней дочери, когда просим её подождать какое-то время. Например, заводим таймер на 15 минут и просим к нам в это время не подходить. Правда, не всегда получается.
  4. Я уверена, что выгорание случится с каждым родителем в карантине — и не один раз он будет понимать, что всё летит в тартарары. В этом случае важно стараться отлавливать своё агрессивное состояние и выходить куда угодно — в ванную, в туалет, отходить от детей, потому что они тоже двигают границы и ведут себя не так, как обычно, они ведут себя хуже. А поскольку у родителя нет ресурса, его неоткуда взять, то может случиться коллапс.

Здесь заранее важно снизить ожидания, сказать себе, что будет сложно и мы сейчас находимся в режиме выживания. Это значит, что ребёнок не может оставаться в том же эмоциональном состоянии, в котором он был раньше, он очень многого лишён. Он не скидывает никуда свою энергию, и это значит, что он будет доставать.

Но в то же время важно и снизить ожидания от себя, не думать, что вы круглыми сутками будете развлекать ребёнка. Принять тот факт, что вы достаточно хорошие папа и мама и вот сейчас делаете всё возможное, чтобы помочь ребёнку и сохранить свою психику. Потому что общее состояние семьи зависит от того, как себя чувствуют взрослые.

  1. Изоляция — время, когда стоит открыть все игры, которые давно лежат на дальних полках. Вы про них уже забыли, ребёнок из них вырос, они давно казались неактуальными, а сейчас могут быть очень кстати и пригодиться. А ещё можно взять любую книгу и обсуждать каждый абзац с ребёнком, задавая вопросы или рассказывая о своем опыте, рассказывая о себе. Это даёт почву для детских интерпретаций, ребёнок начнет раскрываться и тоже делиться своими чувствами. То есть это будут такие спокойные разговоры — без цели дочитать книжку до конца, а чтобы просто получать удовольствие от процесса.
  2. Я обнаружила для себя такой лайфхак, как клеить и лепить. Бумага, ножницы, клей, фломастеры — можно начать что-то делать самой, а дальше ребёнок сам втягивается. Еще одно открытие — его нужно только подтолкнуть к какой-то деятельности, а дальше он начинает делать всё сам. Ещё такой лайфхак — не стараться ребёнка заставлять играть по вашим правилам. Если он хочет играть по-другому, отпустите ситуацию, позвольте ему устанавливать правила.
  3. Не пытайтесь развлекать ребёнка час, поставьте себе задачу посвятить ему 10 минут. Например, банальные совместные танцы очень здорово работают. В эти 10 минут ребёнок получает свою часть игры, он подзаряжается и дальше может уже что-то делать самостоятельно. Очень важно (что мне тяжело даётся) убрать телефон. Потому что если постоянно быть в телефоне, то у ребёнка есть ощущение, что он недополучает внимания. Поэтому важно убирать его, заниматься с ребёнком и доставать гаджет, только когда ваши 10 минут закончились.

 

 

 

 

Фото: инстаграм Натальи Ремиш

 

Источник: https://mel.fm/ostayemsya-doma/5769238-remish_home_rules