Защитим детей от насилия

С.И Папенко, педагог-психолог высшей квалификационной категории ОГБУСО «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» беседует с родителями и, обращаясь ко всем взрослым, просит защитить детей от насилия, от жестокого обращения и советует, как могут и должны помогать  ребенку избежать жестокого обращения самые близкие и родные ему люди: мамы и папы, бабушки и дедушки  важную роль в защите ребенка от жестокого обращения.

Видим, но не понимаем

Жестокое обращение с детьми – далеко не редкое явление в современном мире. Но, к сожалению, часто такие ситуации не встречают должного противодействия в обществе. Многие считают, что это не заслуживает внимания, что подобные происшествия должны оставаться внутри семьи или образовательного учреждения. Но должны ли мы быть столь равнодушны? Зачастую факты жестокого обращения с детьми выявляют только тогда, когда дело доходит до  нанесения тяжелого вреда здоровью ребенка и по факту преступления начинается следствие. В остальное же время насилие очень часто носит скрытый характер. И поэтому ребенку не всегда могут вовремя оказать квалифицированную помощь, в которой он остро нуждается.

Наказать или похвалить?

Что же подразумевает под собой жестокое обращение с детьми? Это не только побои и сексуальное насилие. Психологическое давление, то есть издевательства, унижение, пренебрежение к потребностям ребенка, встречается не менее  часто. Все это, как правило, исходит со стороны родителей и родственников. Кроме того, в школах, интернатах и других местах общения дети могут подвергнуться насилию, исходящему от сверстников. Обычно жестокому обращению дети подвергаются тогда, когда им недостает родительской любви или присмотра. Каждый ребенок нуждается в ласке, родительском внимании и уважении, не говоря уже о том, что все дети должны быть обеспечены необходимым количеством пищи, одежды, гигиеническим уходом. И если ребенок чего-то недополучает, его ранимая душа страдает. А затем жестокость или невнимание родителей порождает жестокость ребенка – порочный круг замыкается.

Пощечины, шлепки, царапанье, грубое хватание, толкание, применение ремня – все это физическое насилие. Задевая ребенка физически, родитель учит его бояться себя. Телесные наказания требуют от родителей меньше ума и способностей, чем любые другие воспитательные меры. Шлепки могут только утвердить, но не изменить поведение ребенка. Наказания вынуждают ребенка опасаться потерять родительскую любовь. Он чувствует себя отверженным и начинает ревновать к брату или сестре, а порой и к родителям. У наказанного ребенка может возникнуть враждебное чувство к родителям. И едва в нем объединятся два чувства: любовь и ненависть,- как сразу возникает конфликт. Если мать или отец шлепает ребенка под горячую руку, это означает, что они хуже владеют собой, нежели требуют от ребенка.

Частые наказания побуждают ребенка привлекать внимание родителей любыми средствами. Чем заменить наказание? Прежде всего, терпением. Это самая большая добродетель, которая только может быть у родителей. Во-вторых, объясняйте ребенку, почему его поведение неправильно, но будьте предельно кратки. Не спешите наказывать сына или дочь – подождите, пока проступок повторится. Наказание успешно заменяется наградами за хорошее поведение. Они более эффективны, чем наказание.

Не только рукоприкладство

Когда ребенку внушают страх с помощью действий, жестов, взглядов, используют для запугивания свой рост, возраст, угрожают насилием по отношению к другим (родителям ребенка, друзьям, животным и так далее) или же общественными институтами (полицией, судом, спецшколой, приютом и тому подобное), контролируют его доступ к общению со сверстниками, взрослыми, братьями и сестрами, родителями, бабушкой и дедушкой, — значит, над ребенком совершается психологическое насилие. Эмоциональное насилие заключается в унижении достоинства ребенка, использовании обидных прозвищ, использовании ребенка в качестве передатчика информации другому родителю (взрослому).

Как мы видим, жестокое обращение не сводится только к избиению. Не менее травмирующими могут быть насмешки, оскорбления, унижающие сравнения, необоснованная критика. Кроме того, это может быть отвержение, холодность, оставление без психологической и моральной поддержки.

Ответственности не миновать

Российским законодательством установлено несколько видов ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком. Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних — в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей (ст. 5.35 КоАП РФ). Российское уголовное законодательство предусматривает ответственность за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей — за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них. Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности в соответствии с семейным законодательством.

Статьей 19 Конвенции о правах ребенка установлена необходимость защиты прав ребенка от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации. Но для того, чтобы своевременно наказать виновников жестокого обращения с несовершеннолетним, необходимо вовремя выявлять подобные случаи.

Важны доверие и понимание

Мы просим прочитать и с вниманием отнестись к простым правилам, которые помогут вам в воспитании собственного ребенка, а также в профилактике выявлении случаев жестокого обращения с вашим ребенком и с другими детьми.

Во-первых, установите с ребенком доверительные отношения, не оставляйте без  внимания трудные ситуации в его жизни, анализируйте их вместе с ним. Часто причины конфликтов с родителями у подростков кроются  в том, что родители не могут вовремя отследить и принять изменения, происходящие с подростком. Мы начинаем отвергать новые качества подрастающего ребенка и хотим вернуть прежние: ласковость, послушность. И тогда в душе подростка зреет протест. Беседы с ребенком, стремление понять его – ключ к хорошим отношениям с ним. Воспитайте в ребенке привычку рассказывать не только об успехах, но и о страхах, сомнениях, тревогах. Ни в коем случае не иронизируйте над ребенком, если в какой-то ситуации он оказался слабым физически и морально. Помогите ему и поддержите его, укажите возможные пути решения возникшей проблемы.

Обсудите с подростком вопрос о помощи различных служб в ситуации, сопряженной с риском для жизни. Проговорите с ним те номера телефонов, которыми он должен воспользоваться в ситуации, связанной с риском для жизни. Дайте ему ваши рабочие номера телефонов, а также номера телефонов людей, которым вы доверяете.

Если кто-либо из числа ваших знакомых и друзей вызывает у вас опасения в отношении вашего ребенка, лучше проверить свои сомнения и не общаться больше с этим человеком.

Не опаздывайте с ответами на вопросы вашего ребенка по различным проблемам физиологии, иначе на них могут ответить другие люди. А если ваш ребенок подвергся сексуальному насилию, не ведите себя так, как будто он совершил нечто ужасное, после чего его жизнь невозможна: это взращивает в нем комплекс вины. Возвращаемся к вопросу доверительных отношений: ваша задача – поддержать ребенка и вовремя оказать ему необходимую психологическую и иную помощь. Ни в коем случае не обсуждайте при ребенке то, что произошло, тем более с посторонними и чужими людьми, и не позволяйте другим людям выражать вашему ребенку сочувствие и жалость. Это формирует принятие им установки, что он не такой, как все.

Важно дать возможность своему ребенку проговорить с вами самую трудную ситуацию до конца и без остатка. Это поможет ему освободиться от груза вины и ответственности.