Курс на семью: стажировочная площадка для специалистов

Дата публикации: 05.12.2018

Специалисты отделения по сопровождению замещающих семей Центра помощи детям г. Усолье-Сибирское в ноябре 2018 года приняли участие в конкурсе «Курс на семью», организатором которого является БФ им. Тимченко.

Всероссийский конкурс «Курс на семью», создаёт условия для внедрения и развития практик в области профилактики социального сиротства и семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с доказанной эффективностью в Российской Федерации. Участие в конкурсе предоставляет возможность мотивированным специалистам сферы защиты детства и представителям сообществ замещающих семей познакомиться c технологиями отраслевых ресурсных центров (стажировочных площадок), перенять этот опыт и внедрить в свою деятельность.

Специалисты отделения по сопровождению замещающих семей посетили стажировочную площадку г. Новосибирска. На базе общественной городской организации усыновителей «День Аиста» в течение двух дней специалисты имели возможность при встрече с психологами и педагогами познакомиться с опытом работы с замещающими семьями.

Новосибирская городская общественная организация усыновителей «День аиста» зарегистрирована в ноябре 2005 года и призвана содействовать созданию необходимых условий для полноценного и всестороннего развития, воспитания, обучения и жизненного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Количество членов организации — 48 человек по состоянию на март 2017г. (среди них большинство — состоявшиеся усыновители и волонтеры). Миссия организации – оказание помощи покинутым детям в поиске новой семьи. Мамы и папы замечательных приемных детей — готовы поделиться опытом и обсудить волнующие вопросы с будущими родителями.

Согласно программе стажировочной площадки, специалисты приняли участие в «родительской беседке» — одной из эффективных форм поддержки приемных родителей и усыновителей г. Новосибирска. Тема встречи была посвящена роли отца в воспитании приемного ребенка. Один из активных приемных пап, О.Якушев, поделился своим видением системы воспитания своего приемного сына. Он озвучил семь ступеней становления отношений между отцом и сыном, благодаря которым формируется привязанность, уважение и авторитет.

О работе с подростками рассказала психолог организации Жуйкова Л.П. Она поделилась со стажерами несколькими практическими упражнениями, которые использует в работе детско-родительской группы психологического сопровождения «Аист – Тины» (для подростков 11-16 лет). Основная цель работы подростковой группы – дать возможность ребятам почувствовать поддержку, возможность выплеснуть свои негативные эмоции.

Для работы с родителями и детьми младшего возраста организована группа психологического сопровождения «Аистята» (дети до 3-х лет и родители). Специалисты были приглашены на практическое занятие детско-родительской группы. В игровой форме родители совместно с малышами занимались творчеством, выполняли интересные задания, участвовали в релаксационных упражнениях. После занятия, психолог и автор программы С.В. Мерченко, рассказала об основных задачах работы в подобных группах. В первую очередь, это формирование привязанности посредством творческой и игровой деятельности.

На базе организации «День Аиста» успешно работает школа усыновителей. Поскольку на базе нашего отделения шестой год работает школа приемных родителей, интересно было познакомиться с опытом подобной работы в Новосибирске. Специалисты приняли участие в тренинге «Поиск ребенка» с активным погружением. Во время занятия родители изучали стратегии выбора собственной жизни, осознанность выбора приемного ребенка и возможность через практические упражнения почувствовать себя на месте ребенка, которого выбирают будущие родители.

В завершении стажировки руководитель организации Е. Соловьева поделилась со стажерами полезной литературой: Б. Кифер «Как рассказать правду усыновленному или приемному ребенку (как помочь ребенку осознать свое прошлое)», «Школа усыновителей», «Дневник усыновителя», К. Эльячефф «Затаенная боль (дневник психоаналитика)», С. Мерченко «Свой, родной, приемный». А также специалистам были выданы письменные отзывы о прохождении стажировки.

В целом, опыт работы данной организации интересен и полезен. Работая с категорией приемных семей, мы часто встречаемся со сложными случаями, кризисными моментами в адаптации и реабилитации приемных детей и подростков. Очень бы хотелось получить больше практической помощи, информации, технологий и программ, направленных на помощь семьям.

социальный педагог ОСЗС О.А. Калашникова