РЕЧЕВЫЕ КООРДИНАЦИОННО-ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

(практические советы в помощь родителям от Кравцовой А.Б., социального педагога первой квалификационной категории ОГБУСО «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями».)

Я предлагаю всем, кто хочет сделать общение с детьми приятным, интересным и полезным, поиграть в координационно-подвижные речевые игры. Потому что играть со словом детям не менее интересно, чем с понравившейся игрушкой, а участие взрослых делает это занятие ещё более привлекательным.

Итак, что же такое «речевая координационно-подвижная игра»? Это стихи, с которыми и в которые можно играть. Стихи, где есть сюжет, действие и персонажи, где могут происходить те или иные события. Особенно нравятся детям и легко запоминаются стихи с юмором. Такие произведения не сложно найти на страницах детских журналов, в сборниках стихов современных поэтов. Многие русские народные потешки, зарубежный фольклор также служат прекрасным материалом для создания детской речевой игры. Если вы обладаете способностью и умением рифмовать строки, можно попробовать создать и собственные тексты.

Придумывая вместе с ребёнком движение, мы развиваем его фантазию, воображение, пластику, умение сочетать слово и жест, слышать и чувствовать ритм стиха. Знакомя детей с различными образцами художественной поэзии, мы прививаем им интерес к художественному слову, желанию самому рифмовать сначала отдельные слова, а затем целые строки.

Речевые координационно-подвижные игры относятся к жанру детского фольклора. Ритмизованная речь здесь является органической частью развития музыкального слуха детей.

Ценность речевых координационно-подвижных игр заключается в том, что они:

· являются одной из эффективных форм психологического переключения во время занятий;

· дают возможность детям «играть» своим телом, как первым инструментом, передающим творческую активность;

· развивают двигательные способности, память, чувство ритма, речевое интонирование;

· учат ребёнка ощущать своё тело и управлять им, бережно относиться к партнёру во время занятий, угадывать намерения друг друга, сотрудничать.

Как играть в речевые координационно-подвижные игры

Принцип игры прост: о чём говорю, то и показываю. После прочтения стихотворения проговорите с ребёнком о его содержании, уточните ответы, разъясните не понятные или редко употребляемые в современной речи слова. затем для каждой строки (или двух строк) придумайте вместе с ребёнком удобный и соответствующий тексту жест. Хорошо, если эти жесты будут связаны друг с другом. Для удобства дальнейшей работы с речевыми играми дайте жестам название, например: «Домик», «Дерево», «Окошко», «Кошачьи лапки» и т.д. Если детям 2-4 лет взрослый предлагает уже готовую форму, то ребята старшего возраста придумывают жесты сначала вместе с ним, а затем и самостоятельно.

Часто в играх используется приём звукоподражания. Если в тексте речь идёт о бабушке, текст произносят по-старушечьи, шепеляво, о мышонке – тоненьким, высоким голосом. О бычке, слоне говорят, наоборот, низким и протяжным голосом и т.п. Элементы звукоподражания вносят в игру оживление и веселье.

Предлагаю Вам несколько игр, в которые можно поиграть вместе в свободное время.

«МЫ СИДЕЛИ НА ПЕЧИ»

Мы сидели на печи (слегка расставить ноги и согнуть их в коленях, упереться руками в бёдра – «сидим на печке»),

Ели булки (выставить правую руку в сторону – «держим на ладони булку»),

Калачи (выставить левую руку в сторону – «держим на ладони калач»).

Бабка Ёжка прилетела (расставить слегка ноги, пружинить – «сидим на помеле», правая рука перед собой, слегка сжата в кулак – «держим помело», левая кисть руки выполняет круговые движения в воздухе – «ветерок от полёта»),

Все бараночки поела (соединить большие и указательные пальцы рук в колечки – «бараночки», говорить с обидой в голосе),

Нам остался лишь батон (руки перед собой – «держим длинный батон», говорить с сожалением в голосе).

Кто не съел (положить обе руки на живот),

Тот вышел вон! (выставить в сторону левую руку, указательным пальцем указать на «выход»).

«КАК У БАБУШКИ НАТАШИ»

Как у бабушки Наташи (держим за концы воображаемый платочек, надетый на голову, говорить шепеляво, по-старушечьи)

Ели вкусную мы кашу (соединить ладони перед собой – сделать «тарелку», показать её всем).

Каша пшённая с дымком (указательным пальцем правой руки рисовать воображаемы дымок, идущий от горячей каши, текст, произносят нараспев «глиссандируя»).

С хлебом (правая рука перед грудью, локоть в сторону, внутренняя сторона ладони вниз – «ломоть хлеба»),

С маслом (левую ладонь положить на правую сверху – «слой масла»),

С молоком (соединить запястье, кончики пальцев рук и поднятые вверх большие пальцы рук – «кружка»).

Взяли мы большие ложки (сжать кулаки, большие пальцы подняты вверх, развести в стороны – две «ложки»),

Съели всё до самой крошки (попеременно то правой, то левой «ложкой» есть «кашу», поднося «ложки » ко рту)!

Вот какая каша (снова сделать «тарелку»)

У бабушки Наташи! (снова взяться за концы воображаемого платочка, говорить по-старушечьи).

«ЧИСТО В ДОМИКЕ У БЕЛКИ»

Чисто в домике у белки (обвести взглядом воображаемую комнату),

Дети вымыли тарелки (круговыми движениями потереть ладошки),

Мусор вымели во двор («стряхнуть пыль» с руки от плеча до запястья),

Палкой выбили ковёр (выставленная вперёд левая рука – «ковёр», правой имитировать выбивание ковра),

Постучался почтальон (постучать кулаком правой руки в ладонь левой).

Благородный добрый Слон (расставить ноги и медленно покачаться из стороны в сторону)

Вытер ноги о подстилку (движения по тексту):

«Распишитесь за «Мурзилку» («писать» на спине соседа или на своей ладони)

«КОШКА»

Кошка лапки протянула (протянуть руки вперёд),

Спинку мостиком прогнула (прогнуть спинку, слегка наклоняясь вперёд),

Поцарапала дощечку (пошевелить пальцами рук)

И уселась на крылечко (слегка присесть, опираясь руками на колени),

Но весёлый воробьишка, пролетел над кошкой низко (имитировать «полёт воробья» на месте),

Мурка прыгнула, упала (подпрыгнуть, чуть присесть),

Воробьишку не поймала (стоя прямо, развести руки в стороны, произнести обиженным голосом).

Моет лапоньки свои (имитация движений кошки):

«Обнаглели воробьи!» (качает головой из стороны в сторону, руки на голове, произнести сердитым голосом)

«ШЛИ ПО УЗЕНЬКОЙ ДОРОЖКЕ»

Шли по узенькой дорожке

Наши маленькие ножки.

Ручки тоже помогали – всё махали и махали (дети маршируют на месте и машут руками).

Остановка. Сели. Встали.

Снова дружно зашагали (движение по тексту).

Хлынул ливень. Грянул гром! (хлопают в ладоши, топают ногами).

Мы на цыпочках идём,

Отряхнули руки, ноги

Не устали мы с дороги! (трясут поочерёдно руками, ногами, как бы стряхивая воду)

«МЫ – ВЕСЁЛЫЕ РЕБЯТА»

Мы весёлые ребята, мы пушистые котята (прыгают на месте).

Утром просыпаемся, сразу умываемся (имитируют умывание котят)

Оглянулись: тут ли хвост? (кружатся на месте).

Хорошо. На месте. Потянулись в полный рост (потягиваются)

И запели песню. Мяу-мя, мяу-мя.

Мы растём день ото дня (протяжно пропеть, дирижируя руками),

Лапки наши с коготками (шевелят пальцами – «ноготками»),

Наши мордочки с усами (показывают «усы»).

Мы попили молока («пьют» молоко как из кружки, «забывают» играть роль котят),

Вытерли ладошки (потирают ладошки),

Всё, спасибо, мамочка!

Ой, да мы же кошки! (приседают слегка, хватаясь за голову – вспоминают, что играют роль котят).

«ВЕТЕРОК»

Качает травку ветерок (дети покачиваются из стороны в сторону).

Дрожат, дрожат травинки! (быстро машут поднятыми над головой кистями рук).

От гибких рук до тонких ног

Прогнулись наши спинки (два раза в ритм словам прогибают спин.

Нас кружит ветер заводной (кружатся на месте),

Болтает влево – вправо (покачиваются влево — вправо),

Но вот он стих порой ночной,

И мы сидим устало (приседают).

А утром солнышко взошло,

Все радостно проснулись (встают, потягиваются):

Ведь новый день улыбку шлёт,

Мы к солнцу потянулись (поднимают руки вперёд и вверх.)