Писатель, журналист, автор мультсериала «Про Миру и Гошу» Наталья Ремиш уже более четырёх недель сидит дома с тремя детьми — от 3 месяцев до 17 лет. Мы спросили у Натальи, чем голландская самоизоляция отличается от российской, как можно развлечь разновозрастную компанию и что делать, когда силы и ресурс почти на нуле.
- Мы находимся дома уже четвёртую неделю, хотя государство не требует от нас такой жесткой изоляции. Жителям Голландии разрешено выходить на детские площадки, но мы, зная, как долго вирус сохраняется на поверхностях, и понимая, что при любом контакте он может передаться, предпочли ввести более жесткий карантин, чем это предполагают государственные меры.
К счастью, мы живем в доме— не за городом, но в доме. У нас есть небольшое пространство для передвижения и есть сад с качелями для детей. Дома мы впятером: мы с мужем, подросток 17 лет и дети, 4 года и 3 месяца. Основная проблема, с которой мы столкнулись, — это ограниченный доступ к врачам. В остальном их нет.
Первая волна паники, когда сметали все продукты, прошла. Есть ограничения в самом магазине — не больше трех человек, перед ним очередь, но все стоят в отдалении друг от друга. Можно заказать продукты онлайн — слышала, что есть проблемы с доставкой, которую нужно ждать две недели, но мы с этим не сталкивались.
- Самая большая сложность в изоляции — это психологическое состояние внутри семьи, потому что каждого из нас чего-то лишили. В первую очередь свободы передвижения. Я хочу ходить в кафе, пить кофе, сидеть на улице и смотреть на проходящих мимо людей. За счёт этого я восстанавливаю ресурс.
Нашей 17-летней дочери Лоле трудно без общения с друзьями, мужу трудно в постоянной коммуникации со всеми членами семьи. Мы постоянно вместе, постоянно общаемся. Четырёхлетняя Мира очень скучает без друзей, хочет ходить в гости и чтобы гости ходили к нам.
Вспышки плохого настроения регулярно происходят у кого-то из членов семьи. Первую неделю мы ожидали, что нам будет очень плохо, были в ужасе от того, что происходит. На второй почувствовали, что просто нужно замедлиться и снизить ожидания. Что мы не можем больше жить по тем же правилам, по которым жили раньше, и мы стали снижать ожидания.
На третьей неделе поняли, что нужно вернуть какие-то правила жизни, потому что конца этому карантину не видно, и как минимум надо начать полноценно убираться в доме. Начинаешь уставать от пребывания в состоянии постоянного беспорядка.
- В обычной жизни у нас есть няня и школа, а сейчас мы с мужем придумываем все возможные развлечения для детей сами. Мы работаем в сфере эмоционального развития, у нас много упражнений, которые помогают с пониманием эмоций, с их проработкой. И в самоизоляции мы поняли, что можем этим заниматься всей семьей.
Например, муж строит с дочкой из картонной коробки пиратский корабль, а я провожу уроки эмоциональной грамотности: мы клеим коробочку и «складываем» в нее различные чувства. Например, в один из дней разговаривали про вину, и это очень здорово работало. Я узнала о ребенке много того, о чём даже не подозревала.
Если спросить у среднестатистического ребёнка, когда он себя чувствует виноватым, то он, скорее всего, ответит, что никогда. Но если вы даёте ребёнку возможность почувствовать эмоциональную безопасность и приводите пример, когда вы сами себя чувствуете себя виноватым (вазу разбила, например), то ребёнок начинает рассказывать в ответ свои истории.
- С одной стороны, я считаю, что важно сохранять режим, он позволяет защищать стабильность детской психики. Но, с другой, в рамках существующего режима всё-таки нужно давать себе послабление, так как наша основная задача — сохранить собственную психику. А если мы будем тратить больше сил на то, чтобы сберечь строгий распорядок дня, то это не пойдёт на пользу.
- Мы поставили на стол большую тарелку с овощами, и дети едят их в течение дня. Также у нас есть завтраки, обеды, а ужины — иногда. Их мы пропускаем по причине того, что есть эти перекусы. У детей нет потребности есть что-то при просмотре гаджетов, так как их время ограниченно. Что касается мультиков, мы смотрим их 20–30 минут каждое утро, а через день по вечерам вместе включаем фильмы для семейного просмотра. Это послабление, на которое мы пошли в карантине: обычно во второй половине дня средняя дочь не смотрит в экран.
- В жизни 17-летней дочери ничего не изменилось: она смотрит что хочет, но при этом ответственно подходит к вопросу онлайн-учёбы. Так как у нас много работы, мы поняли, что ничего не успеваем, и поэтому снизили ожидания. Будем работать позже. Часто делаем это, когда укладываем детей. И мы работаем «посменно»: я работаю — муж с детьми, муж работает — я с детьми. Иногда мы просим старшую дочь с ними посидеть, хотя бы с одним ребёнком. Плюс у нас есть лайфхак в виде таймера. Мы ставим таймер средней дочери, когда просим её подождать какое-то время. Например, заводим таймер на 15 минут и просим к нам в это время не подходить. Правда, не всегда получается.
- Я уверена, что выгорание случится с каждым родителем в карантине — и не один раз он будет понимать, что всё летит в тартарары. В этом случае важно стараться отлавливать своё агрессивное состояние и выходить куда угодно — в ванную, в туалет, отходить от детей, потому что они тоже двигают границы и ведут себя не так, как обычно, они ведут себя хуже. А поскольку у родителя нет ресурса, его неоткуда взять, то может случиться коллапс.
Здесь заранее важно снизить ожидания, сказать себе, что будет сложно и мы сейчас находимся в режиме выживания. Это значит, что ребёнок не может оставаться в том же эмоциональном состоянии, в котором он был раньше, он очень многого лишён. Он не скидывает никуда свою энергию, и это значит, что он будет доставать.
Но в то же время важно и снизить ожидания от себя, не думать, что вы круглыми сутками будете развлекать ребёнка. Принять тот факт, что вы достаточно хорошие папа и мама и вот сейчас делаете всё возможное, чтобы помочь ребёнку и сохранить свою психику. Потому что общее состояние семьи зависит от того, как себя чувствуют взрослые.
- Изоляция — время, когда стоит открыть все игры, которые давно лежат на дальних полках. Вы про них уже забыли, ребёнок из них вырос, они давно казались неактуальными, а сейчас могут быть очень кстати и пригодиться. А ещё можно взять любую книгу и обсуждать каждый абзац с ребёнком, задавая вопросы или рассказывая о своем опыте, рассказывая о себе. Это даёт почву для детских интерпретаций, ребёнок начнет раскрываться и тоже делиться своими чувствами. То есть это будут такие спокойные разговоры — без цели дочитать книжку до конца, а чтобы просто получать удовольствие от процесса.
- Я обнаружила для себя такой лайфхак, как клеить и лепить. Бумага, ножницы, клей, фломастеры — можно начать что-то делать самой, а дальше ребёнок сам втягивается. Еще одно открытие — его нужно только подтолкнуть к какой-то деятельности, а дальше он начинает делать всё сам. Ещё такой лайфхак — не стараться ребёнка заставлять играть по вашим правилам. Если он хочет играть по-другому, отпустите ситуацию, позвольте ему устанавливать правила.
- Не пытайтесь развлекать ребёнка час, поставьте себе задачу посвятить ему 10 минут. Например, банальные совместные танцы очень здорово работают. В эти 10 минут ребёнок получает свою часть игры, он подзаряжается и дальше может уже что-то делать самостоятельно. Очень важно (что мне тяжело даётся) убрать телефон. Потому что если постоянно быть в телефоне, то у ребёнка есть ощущение, что он недополучает внимания. Поэтому важно убирать его, заниматься с ребёнком и доставать гаджет, только когда ваши 10 минут закончились.
Фото: инстаграм Натальи Ремиш
Источник: https://mel.fm/ostayemsya-doma/5769238-remish_home_rules