Дата публикации: 09.06.2017
(Как играть с ребенком с особыми потребностями.)
Организация объединённых наций провозгласила игру универсальным и неотъемлемым правом ребёнка. Способность играть является показателем его психического здоровья. Разделение родителями игры ребёнка, приносящей ему удовольствие, делает фигуру взрослого привлекательной и эмоционально значимой. Эмоциональные отношения, возникающие в ходе совместной игры, оказывают на ребёнка поистине исцеляющее воздействие.
Представьте себе ребёнка, грустного такого, который говорит, отвечая на вопрос, что с ним: «Со мной никто не играет…» Печальная картина. Хочется найти и сделать замечание тем детям, кто не хочет играть вместе с этим мальчиком или девочкой. Неужели во всём белом свете нет никого, кто бы мог уделить своё время на то, чтобы поиграть с этим ребёнком? Конечно есть, и это его любимые мама и папа. Это их святая обязанность. Неиграющий родитель упускает драгоценное время, а неиграющий ребёнок очень много теряет
Ни для кого не секрет, что игра – это ведущий вид деятельности ребёнка. Что это значит? Это то, чем ребёнок может заниматься постоянно, в чём он очень нуждается, что помогает ему развиваться. Это как взрослому ходить на работу, иметь семью, если этого нет, то такому взрослому тяжело, он даже может деградировать, мы все понимаем, что взрослый человек должен работать. Так и ребёнок. Если ему не во что играть, не с кем играть, никто его этому не учит, его развитие может даже остановиться. Любой ребёнок хочет играть. И нуждается в игре. Когда заканчивается дошкольное детство, на сцену выходит учебная деятельность, которая становится самой важной для ребёнка-школьника. Поэтому, те взрослые, которые заставляют маленького ребёнка учиться не в игровой форме, наносят вред психике ребёнка, потому что учёба в чистом виде придёт намного позже. Для маленького ребёнка учёба не соответствует возрасту.
Детская игра развивается постепенно. Для младенца самыми любимыми играми являются эмоциональные игры со взрослым. Все мы знаем такие игры как «Ладушки», «Сорока-ворона», «Поехали-поехали» и мн.др., в которых взрослый говорит, показывает, ласкает ребёнка. Такие игры чрезвычайно важны для развития малыша. Младенческие игрушки – погремушки, пищалки, прорезыватели и др. – эти игрушки воздействуют на органы чувств. Импульсы от органов чувств поступают в мозг и стимулируют его развитие. Поэтому игрушки маленького ребёнка (до года) должны быть разнообразными по звучанию, материалу, со световыми эффектами и т.п.
С года ребёнок начинает ходить, и сразу меняется его игра. Уже не взрослый – самая любимая «игрушка», а вещи, которые вокруг. За два года ребёнку предстоит узнать, как называются все эти предметы, из чего они сделаны и для чего нужны. Откуда он это узнает? От взрослого, который всё покажет и расскажет: и название, и признаки, и назначение. Если в этот период запрещать ребёнку вытаскивать из шкафов вещи, изучать их, его познавательный интерес может угаснуть, его интеллект недополучит развивающей информации. Взрослый всегда должен быть рядом, чтобы обеспечивать безопасность и быть источником знаний. Так как ребёнок изучает предметы, его игрушки становятся другими: становятся любимыми и необходимыми так называемые развивающие игрушки: на соотнесение величины, формы и цвета, орудийные и т.п. Например, сортировщики, пирамидки, стаканчики, стучалки, неваляшки и т.д.
В три года у ребёнка появляется желание быть взрослым. Делать всё самому и то, что делают взрослые. Эта проблема решается с помощью игрушек – нужны игрушки, имитирующие настоящие предметы: утюги, молотки, чайники, рули и т.п. Лучше всего, если игрушки будут на батарейках. Взрослый должен учить ребёнка играть: изображать действия, принимать роль и исполнять её. Так как игра ребёнка становится сюжетно-ролевой, основное назначение которой – изображение поведения человека, его взаимодействия с другими, играть в такую игру одному практически невозможно. Обязательно нужен тот партнёр, с которым ребёнок будет играть. С этого возраста именно поэтому дети начинают остро нуждаться в других детях, потому что им обязательно нужно с кем-то играть. А игра со своими родителями – это просто высшее счастье.
Старший дошкольный возраст – переходный период. Ребёнок играет уже во все виды игр, его сюжетно-ролевая игра достигает совершенства – дети могут развивать сюжет в течение нескольких дней, могут исполнять разнообразные роли, подчиняя выбору свое поведение и т.д. Дидактические (обучающие) игры также любимы детьми. Так они готовят ребёнка к школе – его знания уточняются, систематизируются. Ребёнок учится усидчивости, преодолению трудностей, учится проигрывать и побеждать. Только к этому возрасту начинает развиваться воля, когда ребёнок может, если у него получается, заставит себя сосредоточиться. И это только начало тренировок, основные будут в школьном возрасте.
Дети с ограниченными возможностями часто страдают от обилия занятий, которые неокрепший, болезненный организм вообще может не выдержать. Только игра полезна и природосообразна в обучении ребёнка. Игра – это не несерьёзное дело, отнимающее время и растормаживающее ребёнка, нет, это его жизнь. Ведь совсем другое дело, когда есть игровой мотив – кого-то спасти, кому-то объяснить, для кого-то сделать – ребёнок прилагает усилия, даже не замечая этого. Ему интересно, он мобилизуется, сосредотачивается непроизвольно. В игре ребёнок забывает, что он чего-то не может: ему хочется это сделать, он стремится.
Игра приносит радость, особенно, когда у ребёнка большие проблемы со здоровьем, когда его жизнь состоит из постоянного лечения.
Дошкольнику необходимо овладеть искусством игры, причём до того, как он пойдёт в школу. Те дети, которые в силу различных обстоятельств «не успели» научиться играть в дошкольном возрасте, обучаются игре в начальной школе (вместо овладения учебной деятельностью). Поэтому очень важно научить ребёнка играть в отведенное самой природой для этого время. Не стоит форсировать события, заставляя маленького ребёнка учиться. Ведущей деятельностью для дошкольников является игра. Учиться они будут в школе.
Часто родители недоумевают, почему ребёнок не может или не хочет надолго сосредоточиться на каком-то не очень интересном, по его мнению, занятии. Уважаемые родители, это не ребенок не хочет, а это его психика «включает» охранительный режим, чтобы не допустить перегрузку мозга. Думаю, такое состояние «разливающегося торможения» испытывал каждый взрослый, кто присутствовал на скучной, непонятной лекции. Часто маленьким детям занятия просто не интересны. Только игра, как правило, всегда интересна ребёнку и стимулирует его активное участие.
Если у родителей не получается заниматься с ребёнком (он не воспринимает их серьёзно, быстро устаёт), лучше поменять такую форму взаимодействия на игровую, так как игрой ребёнок может быть увлечён сколь угодно долго без ущерба для своего здоровья. Используя совместную игру, родители могут передавать ребёнку свой опыт, своё отношение, свои ценности. Для того, чтобы заниматься со своим ребёнком, как это делают педагоги, родители должны выстроить дистанцию между собой и ребёнком, быть требовательнее и строже, чем обычно. В такой ситуации ребёнок лишается поддержки близких взрослых. Родителям лучше с малышом играть, а задачу передачи академических знаний предоставить педагогам.
Не со всеми детьми легко играть. Особенно трудно играть с теми детьми, кто не проявляет реакции, отклика, не подражает. Нужно играть несмотря на безучастность ребёнка, «стучаться к нему», но важно и прислушиваться к эмоциям ребёнка, чтобы не допустить пресыщения контактом. Возможности многих из наших детей ограничены пресыщения контактом. Возможности многих из наших детей ограничены настолько, что они не могут, как их ровесники, бегать и брать игрушки – задача родителей «стать с ними одним целым» и рука-в-руке изучать игрушки, проговаривая действия и называя предметы. Получаемые впечатления очень важны для развития ребёнка.
Игрушки для ребёнка с двигательными нарушениями необходимо подбирать таким образом, чтобы у него была возможность испытать чувство успеха от взаимодействия с нею. Не стоит приобретать игрушки, с которыми слишком сложно играть. Желательно, чтобы игрушка имела разные функции, стимулирующие органы чувств ребёнка. Можно проявлять фантазию, адаптируя обычные игрушки в доступные именно своему ребёнку: придумать, как сделать игрушку устойчивой, удобной для удерживания и т.п., в зависимости от имеющихся нарушений. Главное, чтобы у ребёнка была максимальная возможность самостоятельной игры с игрушкой в присутствии взрослого. Например, для детей, которые не могут удерживать игрушки в руке, можно использовать браслеты на липучках, помогающие игрушке держаться на кисти.
Также непросто играть с неконтактными детьми. Довольно часто такие малыши предпочитают, без особой цели, перебирать разные мелочи, не обращая никакого внимания на своих родителей. Единственное, что «разрешает» неконтактный ребёнок взрослому при такой «игре» – это что-то говорить. Игру ребёнка, совершающего стереотипные манипуляции с предметами, необходимо комментировать, пытаясь «оправдать» любые его действия: нужно придать им игровой или бытовой смысл. Важно не запрещать такую игру, а обогащать, привнося новые интересные элементы: ребёнок не будет нервничать из-за того, что ему мешают, но будет привыкать к контакту с близким взрослым.
Нередко у детей с ограниченными возможностями можно наблюдать особый интерес к какой-то теме. Иногда родители расстраиваются, что ребёнок как будто «зациклен» на чём-то. Такой интерес ребёнка — это компенсаторная возможность для его развития. Родители могут проявить всю свою фантазию для того, чтобы, используя любимую тему ребёнка, научить его всем необходимым навыкам: развивать мелкую моторику, привить интерес к чтению, математике, ориентировать его на подходящую профессию и т.д. Целью воспитания ребёнка является отнюдь не его успешное овладение положенными по программе знаниями, а создание условий для успешной социализации.
Каким бы ни было нарушение развития ребёнка, он нуждается в игре. Привилегия играть с ребёнком принадлежит его родителям, так как в отличие от педагогов, близкие взрослые знают ребёнка, имеют право на телесный контакт и эмоциональную близость с ним. На продолжительность игрового взаимодействия влияет готовность взрослого воспроизводить понравившиеся ребёнку элементы игры, которые позволяют обоим партнёрам наслаждаться положительными эмоциями.
Нередко родители жалуются, что их ребёнок как будто не понимает, что его ругают: он смеётся и продолжает делать то же. Чаще всего это происходит от того, что малыш не различает положительные и отрицательные эмоциональные реакции родителей на своё поведение. Поэтому бурная негативная реакция близкого взрослого только закрепляет нежелательное поведение ребёнка. Для исправления подобного положения необходимо давать отрицательную оценку действиям ребенка максимально безэмоционально, спокойным, тихим голосом. Для подкрепления положительного поведения ребёнка, наоборот, необходимо реагировать эмоционально.. Очень хорошо и естественно это можно делать во время совместных игр, таких как «куча мала» и «догонялки».
Если ребёнок добивается своего, используя истерики, значит его метод «работает». Чтобы свести на нет такой деструктивный способ исполнения желаний, нужно сделать так, чтобы это «не работало». Очень сложно не реагировать, но необходимо три недели, чтобы закрепить новый алгоритм поведения. Важно показать ребёнку образец, как он может решать данную проблему, и родители должны позволить ребёнку научиться договариваться, ждать или отказываться от своих планов.
Бывает, что ребёнок начинает привлекать к себе внимание в общественных местах бурными реакциями. Во время сильной истерики можно заснять ребёнка на телефон (видео), а потом, когда он успокоится, но ещё не забудет, что произошло, показать, как он вёл себя. Нужно обсудить данную ситуацию, помочь ребёнку научиться определять надвигающийся аффект, попробовать выработать пути выхода из подобных ситуаций.
Довольно часто дети, «погружённые» в мир предметов, испытывают большие проблемы в общении с людьми. Такие дети редко смотрят на лица, плохо ориентируются в эмоциях людей. Образуется некоторый замкнутый круг, мешающий этим детям научиться общению. Социальная сфера очень сложна для освоения в силу своей абстрактности: нормы поведения нельзя потрогать, мотивы людей нельзя увидеть. Обычный ребёнок на интуитивном уровне быстро и довольно легко начинает ориентироваться в человеческих отношениях. Детей с проблемами социализации нужно специально и целенаправленно обучать правилам взаимодействия с людьми. Делать это нужно на наглядной основе: например, разыгрывая разные ситуации общения с использованием игрушек. Происходящее необходимо обсуждать с ребёнком, проговаривая не очевидные для него моменты. Такой приём можно использовать только с теми детьми, которые имеют достаточный интеллектуальный потенциал.
Взрослый должен применять «специальные способы подачи информации», чтобы быть понятым ребёнком, имеющим нарушения развития. Например, играя со слепым ребёнком, взрослый должен много говорить, всё описывать, объяснят, как это делают мамы младенцев, и обеспечивать опыт действий с игрушками, управляя руками ребёнка. Играя с глухим малышом, взрослый должен привлекать внимание ребёнка к себе, к игрушкам через прикосновения к ребёнку, показывая образец действий с игрушками, эмоционально реагируя на игровую ситуацию: словесных инструкций ребёнок всё равно не слышит. Эффективность игрового взаимодействия во многих случаях зависит не от тяжести состояния ребёнка, а от способности взрослых «спуститься» на уровень ребёнка и «разговаривать» с ним на доступном языке.
Давайте обеспечим своим «особым» детям право играть, познавать мир, научим их общаться и радоваться жизни!
Социальный педагог Лекотеки ОГБУСО «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» Сушкова Ирина Анатольевна.