Население каждого советского города или села с момента вторжения немецко-фашистских войск перешло в режим военного времени. Эта участь не обошла стороной и Иркутск — город, находящийся в глубоком тылу. Специалисты городского музея истории рассказали корреспонденту IRK.ru о том, как жили сибиряки в тяжелые годы Великой Отечественной войны.
Иркутск экономический
На момент начала Великой Отечественной войны Иркутск представлял из себя не самый стратегически важный город с населением чуть больше 240 тысяч человек. Однако по ряду показателей мы занимали важное положение. В городе действовал крупный центр телеграфной связи — один из 16-ти в Советском Союзе и 12-й из них по мощности. Станция обеспечивала связь не только для Иркутской области, но и Республики Бурятия и нынешнего Забайкальского края. Впоследствии через Иркутск проходили железнодорожные и авиационные эшелоны с помощью от союзников по системе ленд-лиза.
Одновременно с введением военного положения в Иркутске, как и по всей стране, вводится карточная система распределения продовольствия. Но торговля в городе не сразу перешла на новые условия распределения товаров. В первые месяцы войны иркутские магазины продолжали работать в обычном режиме, люди получали зарплату деньгами. Некоторое время за рубли у селян можно было закупать свежие овощи и изредка мясо.
Однако вскоре нехватка продуктов стала ощущаться острее. Фронт требовал все больших поставок продовольствия. А с этим резко изменилась экономическая ситуация в городе.
Рубли потеряли актуальность, на смену денежным расчетам приходит так называемый натуральный обмен. В качестве расчетов за продукты принимались драгоценности, одежда, обувь и другие ценные и нужные в хозяйстве вещи.
Иркутск промышленный
На пределе своих возможностей в годы ВОВ работала и иркутская промышленность. На начало войны в городе действовали не менее 20 мелких, средних и крупных предприятий. Но львиную долю промышленной продукции давали два тогдашних гиганта — завод тяжелого машиностроения имени Куйбышева (ИЗТМ) и Иркутский авиационный завод (ИАЗ).
Авиазавод с началом войны наладил выпуск двух моделей боевых самолетов для фронта: пикирующий бомбардировщик Пе-2 и дальний истребитель Пе-3, а также дальние штурмовики Ил-4 и Ил-6. На заводе имени Куйбышева освоили выпуск деталей для танков и другой боевой техники Красной армии, а также производили минометы и снаряды к ним.
В первые месяцы войны в Иркутск с запада страны начали приходить эшелоны с оборудованием и специалистами эвакуированных заводов. Всего за годы войны из оккупированных территорий в Иркутск перевезли более 20 производств. Многие из них вошли в состав ИАЗа и ИЗТМа и размещались они на их производственной базе. Но некоторые предприятия, с учетом особых обстоятельств, размещали отдельно. Так, эвакуированный в Иркутск Луганский патронный завод всю войну действовал в здании нынешнего авиационного техникума на улице Ленина.
Вопреки расхожему мнению, даже при самых тяжелых положениях на фронте, из тыловых городов, в том числе из Иркутска, не забирали всех желающих идти на войну. Несмотря на небывалый патриотический подъем, военкоматы придерживали особо ценных специалистов на местных производствах, прежде всего с инженерным образованием — будь доброволец хоть трижды здоров. Но некоторые особо рьяные всеми правдами и неправдами все же сбегали на передовую.
Жизнь рабочего в иркутском тылу, впрочем, была не сахар. По большей части это изнурительный 12-часовой труд шесть дней в неделю. Да и седьмой день был выходным только формально. Горожане по воскресеньям часто привлекались к работам по сбору средств на строительство боевой техники и заготовки припасов для фронта.
С введением продуктовых карточек все тяжелее обстояли дела с питанием рабочих. Особенно трудно приходилось тем, кто содержал семью. Суточная норма хлеба в период с 1941 по 1943 год для всего советского тыла неуклонно снижалась — примерно до 500—400 грамм для самого работника и 200—300 грамм для иждивенцев.
Несмотря на политику удержания ценных сотрудников на местах, люди убегали на фронт. Регулярно эшелоны с иркутскими призывниками продолжали уходить на передовую. Из-за этого с каждым годом в Иркутске все больше ощущался кадровый голод. Поэтому сперва к станкам возвращали пенсионеров, а затем ставили детей. В те времена в СССР детей ограждали от многочасового рабочего труда только до 13 лет. А затем и юношей, и девушек привлекали к работе. Причем в военное время — наравне со взрослыми.
Иркутск госпитальный
Первые эшелоны с ранеными стали прибывать в город еще осенью 1941 года. Так с самого начала войны Иркутск стал одним из важных центров лечения раненых бойцов Красной армии. В областной центр направляли тех солдат, кто мог перенести дальнюю дорогу и кому требовалось длительное восстановление после ранения.
Иркутские школы в 30-х годах строились с перспективой переоборудования зданий под госпитали. Большие классные комнаты с широкими окнами и высокими потолками как нельзя лучше подходили и под больничные палаты.
Так в итоге и вышло. В 26-й школе на улице Байкальской разместился большой госпиталь челюстно-лицевой хирургии. Открылись больницы для раненых солдат и в зданиях школ № 1, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 15, 17 и 22, а также в здании финансово-экономического института (нынешнего БГУЭП) и сельхозакадемии. Госпитали оборудовали и во всех возможных помещениях, хоть немного подходящих для размещения раненых. Оснащали палаты по мере возможностей: матрасов не хватало, койки сколачивали из подручных материалов. А вот с медоборудованием и хирургическими инструментами особых проблем не было.
По примерным оценкам, с 1941 по 1945 год в Иркутске действовало больше 20 госпиталей различной вместимости. Через них прошли лечение около 100 тысяч красноармейцев. Чуть больше 30 тысяч солдат впоследствии смогли продолжить службу на фронте и порядка трех тысяч человек не выжили. Примерно 60 % из всех пациентов иркутских госпиталей объявили негодными к военной службе: сказалась тяжесть полученных ран.
Благодаря действовавшему в Иркутске мединституту дефицита в кадрах для госпиталей наш город не испытывал. Большую помощь в уходе за пациентами оказывали и иркутские школьники.
Иркутск гражданский
В годы войны в Иркутске не прекращалась развлекательная и культурная жизнь. Несмотря на тяжелый многочасовой труд, горожане стремились занять свой короткий досуг. Поход в кино или в театр были очень важны, чтобы хоть ненадолго отвлечься от проблем и тягот военного времени.
Репертуар досуговых заведений города во многом соответствовал желаниям горожан. Зрителей старались не перегружать пропагандистскими военными фильмами и постановками, предлагая зрелища, легкие для восприятия.
Работала в полную силу и система образования Иркутска. Когда здания городских школ отдали под госпитали, для обучения детей выделили другие, менее удобные помещения. Но учебный процесс не прерывался.
Продолжали выпускать специалистов и профессиональные учебные заведения. В вузах продолжалась подготовка необходимых кадров. Но война внесла свои коррективы — по ряду специальностей иркутские учебные заведения временно сократили набор студентов.
За вклад трудящихся в борьбу с немецко-фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны в 1986 году Иркутск наградили орденом Октябрьской Революции. А 9 мая 45-го иркутяне вместе со всей страной встретили День Победы, который горожане общими усилиями приближали, как могли. Более 9 тысяч иркутян ушли на фронт. Оставшиеся трудились на предприятиях, снабжая фронт всем необходимым. Это была наша общая великая Победа, и об этом важно помнить.