(советует социальный педагог высшей квалификационной категории Е.В. Моргач)
Ковер не видно из-за игрушек, одежда разбросана, родители устали бороться с беспорядком, и любимое чадо не заставишь. Как это встречается часто в жизни. Молодым родителям кажется, что это сверхтрудно: научить ребенка быть аккуратным. Наверное, если каждый день заставлять и читать нотации, может что-то и получится, а можно попробовать совместить приятное с полезным и превратить уборку в игру. И тогда детей уже не придется заставлять, и они всегда с удовольствием помогут вам приводить в порядок свою комнату, свой стол, свою одежду.
Заинтересовать детей игрой в процессе уборке трудно, но нужно и можно. И тогда уборка станет не только интересным, но и развивающим занятием. Давайте, уважаемые родители, попробуем это сделать вместе.
Начнем с того, что предложим ребенку цветные и яркие коробки или ящики для того, чтобы он самостоятельно или с нашей помощью разложил игрушки по каким-то их признакам: например, кубики будут лежать в красной коробке, а машинки — в желтой. Можно украсить эти коробки вместе с малышом разными наклейками, вырезанными тематическими картинками из журналов или нарисовать сами, как это делают в детских садах, обозначая индивидуальную кабинку малыша. Это поможет систематизировать игрушки по определенным признакам, и, если в будущем вашему сыну понадобятся машинки, он возьмёт только ящик с машинками, а не всю большую коробку с игрушками, в которой будет их искать. И тогда порядок в доме вы наведете быстрее и проще.
Для наведения порядка в доме незаменимы сюжетно-ролевые игры. Например, назовем комнату, где ребенок разбросал свои игрушки и вещи, магазином. И вот уже полки для игрушек становятся витринами, а ящики – это склад, где нужно аккуратно разместить товары-вещи. Сегодня, многим малышам с детства понятно словосочетание «служба доставки», поэтому предложение мамы или папы поиграть в «службу доставки», правда, не пиццы, а разбросанных игрушек к ящику или полке, используя коляску для куклы или игрушечный грузовик, понравится ребенку. Чтобы игра удерживала произвольное внимание ребенка, можно заранее составить список-перечень игрушек, в котором вы вместе с ребенком будете отмечать по мере восстановления порядка наличие или отсутствие той или иной игрушки на полке, а если дело не спорится, то можно подключить секундомер или настенные часы, чтобы отмечать время доставки вечером игрушек «на склад» изо дня в день, пока ребенок не научится самостоятельно наводить порядок после игры, по возвращении с прогулки, перед сном. На помощь родителям может прийти игра «Вспомнить всё», по принципу игры «Мемори». Перед началом игры вместе с ребенком сфотографируйте небольшой участок полки или содержимое коробки с небольшим количеством игрушек, и, когда придет время собирать игрушки, возвращать их на место, обратимся к фотографии с предложением: «Давай соберём так же, как было!» или: «Давай все уберем на место», так как есть эталон и есть с чем сравнить. Аналогичная игра «Полицейский», в которой ребенок сам или с помощью ищет пропавшие игрушки на полу и возвращает их на место. Такие игры позволяют не только наводить порядок в доме, но развивать память, внимание, мышление, фантазию.
Очень действенный метод наведения чистоты – это соревнование «Кто быстрее!». Дети по своей натуре хотят всё сделать быстрее и лучше, поэтому, предложив детям принять участие в таком состязании, можно не незаметно вовлечь их в полезную деятельность, в которой они получают навыки самообслуживания, аккуратности.
Ну и несколько слов о поведении взрослых членов семьи. Конечно, приучение детей к поддержанию порядка в своей комнате, в своем уголке, на своем столе – это здорово, но если взрослые, рядом с которыми живет ребенок, сами разбрасывают свою одежду, обувь,
то будет очень сложно объяснить ребенку, почему нужно аккуратно складывать или весить, например, свою одежду, если этого не делают любимые им взрослые. Чтобы слова не расходились с делом, у всех членов семьи, детей и взрослых, должны быть одинаковые простые правила: например, у каждой вещи, каждой игрушки должно быть свое определенное место, куда вещь (игрушку, обувь или лыжи…) обязательно надо вернуть после того, как только этой вещью перестают пользоваться. Постоянное выполнение правила непременно перейдет в навык, который избавит родителей от постоянных нравоучений, а ребенка будет аккуратным. А чтобы ребенок сразу учился все делать правильно, взрослые (мама, папа, дедушка, бабушка, старшие братья и сестры) должны быть готовым прийти малышу на помощь, помочь, но не выполнять за него. Ну и, несомненно, обязательно похвалить ребенка за выполненное дело. Заслуженная похвала сделает больше, чем постоянные, пусть и правильные, нравоучения.