Помните знаменитую цитату из книги Драгунского? «А ты, значит, вышел на третье? — Папа улыбнулся, и мне это было очень приятно. — Ну, что ж, — сказал он, — все-таки что ни говори, а третье место тоже призовое, бронзовая медаль!» Когда отец узнает, что все заняли третье место, он теряет интерес к этой теме. Блогер Алия Маулешева, которая проводит соревнования по ментальной арифметике, рассказывает, как важно научить детей проигрывать.
Величайший баскетболист мира Майкл Джордан писал в своей книге: «За свою карьеру я промахнулся свыше 9000 раз. Я проиграл почти 300 матчей. 26 раз мне было доверено сделать решающий бросок и я промазал. Я очень часто терпел неудачи в своей жизни. Именно поэтому я стал звездой».
Эту сокровенную мысль я хочу донести до родителей, которые стараются воспитывать в своих детях дух победителя и культивируют черты лидера.
Соревнования являются одной из составляющих обучения ментальной арифметики. Раз в год у нас проходят всероссийские соревнования и один раз мировой турнир. Помимо этого есть межрегиональные турниры. Ребенок постоянно соревнуется и видит свой объективный результат. В зависимости от него строит свои планы обучения.
Однако за годы проведения состязаний мы видим, что в случае проигрыша или несоответствия ожидаемому результату дети и взрослые расстраиваются, а иногда и зацикливаются на результатах, впадают в уныние.
Мы постоянно стремимся сформировать в детях уверенность в себе. Однако в этом стремлении порой мы впадаем в крайности
Вместо того, чтобы сказать ребенку, если он не дотянул до желаемого результата, «ты мог бы лучше», «переволновался», «нужно быть внимательнее в следующий раз», родители начинают перекладывать ответственность. Ребенок слышит: «тебя засудили», «дали сложнее задание чем другим», «ты попал в более сильную группу». За всеми этими фразами, брошенными в эмоциях, скрывается желание оградить его от неприятностей, а ведь мы постоянно говорим о том, как научить ребенка справляться со сложными ситуациями.
Требованием постоянно выигрывать или хорошо учиться вы подрываете у ребенка веру в себя. Он просто теряется в адекватной оценке себя. Если он не выигрывает, значит, он хуже других. Если он выигрывает со скандалом, то принимает эту модель поведения за норму. Если он будет под вашим натиском выдавать блестящие результаты, вы можете «наградить» ребенка «звездной болезнью» со всеми вытекающими последствиями.
Так что надо делать в случае неудачи на соревнованиях?
Во-первых, надо запомнить, что на соревнованиях ты соревнуешься сам с собой. Насколько ты вырос за год, какой практический опыт приобрел, как прогрессируют твои знания.
Во-вторых, отрицательный результат — это тоже результат. Это индикатор того, что необходимо подтянуть, какой материал лучше повторить и закрепить. В следующий раз будет возможность исправить ситуацию. Процесс — это тоже результат. Ребенку необходим как опыт побед, так и опыт поражений.
Любая неудача закаляет характер! Но разрешите ребенку ошибаться. Спокойно проговорите с ним его ощущения от проигрыша
Иногда взрослые впадают в другую крайность, начинают смеяться над проигрышем: «Ничего, это ерунда!» Однако в этом момент вы обесцениваете все старания и стремления ребенка. Лучше похвалите его за эти старания и подскажите, что нужно сделать и какие усилия приложить, чтобы одержать победу в следующий раз.
Мировые соревнования по ментальной арифметике, которые у нас завершились на днях, каждый год собирают самых сильных учеников со всего мира. Это 80 стран, 4,5 тысячи участников и невероятно высокая конкуренция. Сам этот факт заставляет уважать соперников. Поэтому мысль, что ты проигрываешь сильнейшим, надо донести очень деликатно и правильно. Соревнуясь с самыми сильными, вы уже в их числе. Порадуйтесь за победителя! Проигрыш помогает воспитать в себе благородство и сострадание к побежденному, быть основой сильной воли и будущих побед.
И еще, родители, следите за собой и своим поведением! Вы — зеркало для своего малыша. Если после неудачи вас обуревают страсти, знайте, реакция сына или дочери будет такой же. Потренируйтесь проигрывать вместе — хотя бы на примере настольной игры. Соберитесь семейным кругом, поиграйте и понаблюдайте за реакцией в случае проигрыша. Помогите ребенку скорректировать реакцию собственным примером. Он должен знать и чувствовать, что вы его любите, тогда вы вместе сможете преодолеть все невзгоды. И помните, что любой проигрыш — это шанс стать лучше!
Фото: Shutterstock (TinnaPong)
https://mel.fm/blog/aliya-maulesheva/27819-nauchite-rebenka-proigryvat-dostoyno