Дата публикации: 12.04.2017
ОГБУСО «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями».
Беседу для родителей подготовила Ерёмина Т.И. — педагог — психолог отделения круглосуточного и дневного пребывания г. Шелехов
Лучшим гарантом хорошего самообладания и адекватного поведения у детей является умение родителей владеть собой.
Уверена, что с этим утверждением согласятся все родители, но к великому сожалению, многие родители пока еще и сами не умеют управлять собственным гневом, не только не умеют, но и не хотят изменятся сами, считая, что ребенок обязан им, родителям, подчиняться беспрекословно. Агрессия детей – часто это реакция ребенка на неправильное, педагогически (а все родители –воспитатели своего ребенка) не компетентное поведение родителей.
Уважаемые родители! Какой из приведенных ниже способов взаимодействия с детьми чаще всего встречается в Вашей семье:
— наказание, приказы:
-модификация поведения (поощрение ребенка или лишение привилегии для формирования приемлемого поведения ребенка)
— мягкое физическое манипулирование (физическое воздействие на ребенка, с целью изменения его поведения)
Если вам ближе приказы и наказания, то это негативные способы, если модификация поведения, то это нейтральные способы, ну и третий вариант широко применяется в вашей семье, то это позитивные способы. «Но и позитивные способы не всегда действенны, — скажете Вы. — Как же быть?»
Согласна, просьбы и дружеские обращения к ребенку не всегда бывают эффективными при взаимодействии с ними.
Например, нет смысла уговаривать ребенка не трогать утюг в тот момент, когда его рука уже почти коснулась горячей поверхности. В этой ситуации родители скорее всего отведут малыша от интересующего его объекта, а потом объяснят, почему они так сделали. Это и будет примером мягкого физического манипулирования. При общении с маленькими детьми этот способ является наиболее эффективным.
Приказы и наказания могут вызвать либо гнев ребенка, либо постоянное подавление этого гнева. Поэтому родителям надо помнить, что наказывать ребенка можно только в крайних случаях. Если гнев ребенка будет постоянно подавляться (поскольку ребенок не всегда посмеет противостоять сильному взрослому), то он может перерасти в пассивно-агрессивные формы поведения. Ребенок может начать действовать исподтишка, специально делать что-либо «назло», например, подчеркнуто медленно выполнять указания родителей, даже если вся семья куда-то опаздывает в это время.
Техника модификация поведения очень проста: за хорошее поведение ребенок получает поощрение, за плохое – наказание или лишение привилегий. Однако и этот метод не стоит использовать слишком часто, иначе родители устанут от назойливых вопросов своего ребенка: «А что мне за это будет?»
Лучшим гарантом хорошего адекватного поведения у детей является умение родителей владеть собой, так как взрослые являются примером для ребенка и нет смысла говорить о правилах поведения, если родитель сам их не соблюдает. Как и все способности, способность к самообладанию взрослый человек может у себя развить. Вот несколько простых советов, которые вам, уважаемые родители, помогут научиться владеть собой, сдерживать свой гнев и раздражение. Не прикасайтесь к ребенку в тот момент, когда Вы на него злы, если есть другая комната, уйдите в нее, если нет — то на кухню, веранду, в противоположный угол. Чтобы полностью установить контроль над собой, двигайтесь медленнее, старайтесь не делать резких движений, не кричите и не хлопайте дверью.
Прочтите, пожалуйста, приведенные ниже «рецепты самообладания» и попробуйте следовать им на практике, надеюсь, у Вас все получится.
Шесть рецептов самообладания.
Рецепт | Содержание | Пути выполнения |
№ 1 | Наладьте взаимоотношения со своим ребенком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно | — Слушайте своего ребенка
— Проводите вместе с ним как можно больше времени — Делитесь с ним своим опытом — Рассказывайте ему о своем детстве, детских поступках, победах и неудачах — Если в семье несколько детей, постарайтесь общаться не только со всеми вместе. Но и уделяйте свое внимание каждому из них в отдельности |
№ 2 | Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под действием стресса и вас легко вывести из равновесия | — Отложите или отмените вовсе совместные дела с ребенком (если это, конечно, возможно)
— Старайтесь не прикасаться к ребенку в минуты раздражения |
№ 3 | Если вы расстроены, то дети должны знать о вашем состоянии | — Говорите детям прямо о своих чувствах, желаниях и потребностях:
«Я очень расстроена, хочу побыть одна. Поиграй, пожалуйста, в соседней комнате» или «Дела на работе вывели меня из себя. Через несколько минут я успокоюсь, а сейчас, пожалуйста, не трогай меня» |
№ 4 | В те минуты, когда вы расстроены или разгневаны, сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы вас успокоить | — Примите теплую ванну, душ
— Выпейте чаю — Позвоните друзьям — Сделайте «успокаивающую» маску для лица — Просто расслабьтесь, лежа на диване — Послушайте любимую музыку |
№ 5 | Старайтесь предвидеть и предотвратить возможные неприятности, которые могут вызвать ваш гнев | — Не давайте ребенку играть с теми вещами и предметами, которыми вы очень дорожите
— Не позволяйте выводить себя из равновесия. Умейте предчувствовать поступление собственного эмоционального срыва и не допускайте этого, управляя собой (подумайте о чем-то приятном) и ситуацией |
№ 6 | К некоторым особо важным событиям следует готовиться заранее. Постарайтесь предусмотреть всевозможные нюансы и подготовить ребенка к предстоящим событиям | — Изучайте силы и возможности вашего ребенка
— Если вам предстоит сделать первый визит (к врачу, в детский сад и т.д.), отрепетируйте все загодя — Если ребенок капризничает в тот момент, когда он голоден, продумайте, как накормить его во время длительной поездке и т.д. |
Уважаемые родители, дорогие бабушки и дедушки, опекуны!
Эти умные книги помогут Вам понять своего ребенка, помогут Вам и Вашему ребенку преодолеть трудности и разногласия.
- Бандура А. Подростковая агрессия. — М., 1999.
- Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб., 2001.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1991.
- Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб., 2000.
- Мухина В.С. Детская психология. – М., 1999.
- Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., 2000.