ЕГЭ по биологии: генетика, эволюция, зоология — как всё запомнить и какие задания чаще встречаются

Эволюция, фотосинтез, генетика, вся нервная система, кольчатые черви, классификация животных. И это примерно десятая часть всего, что проходят в школьной биологии. И да — её нужно знать для ЕГЭ. Учитель биологии Алина Корбут рассказывает, из чего состоит экзамен и как грамотно распланировать подготовку к каждому разделу.

В структуре ЕГЭ по биологии изменений по сравнению с прошлым годом нет. Сдавать экзамен выпускники будут 1 июня. Им нужно будет решить 28 заданий, на выполнение которых даётся три с половиной часа (210 минут).

В первой части — 21 задание с выбором ответа, за которые можно получить суммарно 66 баллов из 100 (тестовые баллы). Во второй части — 7 заданий с развёрнутым ответом, которые вместе дают 34 балла.

Как и многие другие преподаватели, я бы порекомендовала повторить весь теоретический материал к концу апреля, остальное время посвятить только практике решения заданий.

Особенности экзамена

В ЕГЭ появляется всё больше вопросов, которые проверяют исследовательские навыки школьников, как они работают с разной информацией. Поэтому нужно уметь анализировать графики, таблицы, диаграммы, схемы и делать выводы. А иногда делать анализ на основе реальных (или приближенных к реальным) научным данным. Есть задачи на понимание разных экспериментов или как учёные проверяют гипотезы. То есть важно не только знать факты, но и понимать, откуда они берутся. Именно такой формат заданий часто вызывает трудности у школьников.

Примеры:

Для начала важно разобраться, взаимосвязь между какими переменными изучал в этом опыте учёный. Он хотел узнать, как число листьев на ветке (независимая переменная) влияет на количество испаряющейся в единицу времени воды (зависимая переменная).

Дальше нужно самостоятельно предположить, какая есть зависимость между этими переменными. Опираясь на знания из области физиологии растений или даже на простой здравый смысл, нетрудно понять, что чем больше на ветке листьев, тем больше испаряется воды, так как листья делают транспирацию — испаряют влагу через устьица. Помимо транспирации, важно упомянуть поглощение и транспорт воды по сосудам ветки (иначе вода не смогла бы попасть в листья).


Календарь подготовки: 7 блоков — по две недели на каждый

ЕГЭ по биологии состоит из 7 содержательных блоков. Во второй части — по одному заданию из каждого блока. В первой части бывает разное количество заданий из каждого блока.

Если начать повторять теоретический материал этих разделов, допустим, зимой и планировать закончить в конце апреля, то на изучение каждого есть около двух недель. Но объём материала распределён по блокам неравномерно, да и количество заданий по каждому блоку на экзамене будет немного разным. Для каждого блока будет указано рекомендуемое примерное время на повторение.


Структура экзамена, тематические раздела

1. Биология как наука, методы научного познания (1 задание в первой части, 1 задание во второй части)

Маленький и относительно нетрудный раздел, правда, бывают вопросы по сложным методам. Такие методы лучше повторять вместе с теми разделами, где они подробно рассматриваются. Можно завести отдельный список методов и туда их постепенно вписывать.

Пример: Выберите два верных ответа из пяти. Цитогенетический метод используют для определения

1) влияния среды на формирование фенотипа

2) возникновения точечных мутаций

3) кариотипа организма

4) хромосомных аномалий

5) проявлений признаков у потомков

Цитогенетический метод предполагает изучение хромосом, поэтому подходят ответы 3 и 4 (кариотип — совокупность хромосом и их характеристики).

Подробнее почитать про этот метод можно в разделе «Генетика».

Время на повторение раздела — меньше 1 недели.

2. Клетка как биологическая система (3-4 задания в первой части, 1 задание во второй части)

Большой и сложный раздел, в котором много терминов и фактической информации — и её надо запоминать. Сюда входят:

  • многообразие клеток, сравнительная характеристика клеток разных организмов;
  • химический состав клеток;
  • характеристики клеточных органелл (их нужно будет узнавать на схематичных картинках, но это несложно);
  • основы молекулярной генетики (ген, хромосома, транскрипция, трансляция и так далее);
  • обмен веществ и энергии в клетке (фотосинтез и клеточное дыхание);
  • клеточный цикл, механизмы деления клеток (митоз и мейоз эукариот);

Оставьте побольше времени на изучение этого материала.

Во второй части среди самых сложных задач может встретиться задача по молекулярной генетике, например, на генетический код.

Не забудьте про осмос — задачи на эту тему появляются всё чаще:

Эритроцит на рисунке Б съёжился, так как вода из него путём диффузии выходит через мембрану в окружающий раствор. Значит, это гипертонический раствор и концентрация соли в нём больше 0.9%. Можно сказать, что избыток соли «вытягивает» воду из эритроцита, но это лишь метафора. Подробнее почитать про осмос можно в учебнике «Биология» Грина, Стаута и Тэйлора.

Время на повторение раздела — 3 недели.

3. Организм как биологическая система (3-4 задания в первой части 1, 1 задание во второй части)

Этот раздел состоит из разнообразия организмов и способов их питания, видов размножения, онтогенеза (индивидуальное развитие), генетики, селекции и биотехнологии.

Оставьте время на решение генетических задач: они есть и во второй части, и в тестовой. Прорешайте задачи на сцепление и картирование генов. Полезно будет пройти вот этот курс проекта «Дети и наука» (раздел «Популяционная генетика» для ЕГЭ не понадобится, как и самые сложные задачи на взаимодействие генов или сцепление).

Обратите внимание, что генетическая задача в демоверсии предполагает рассмотрение двух возможных вариантов: генотип отца может быть как АА, тогда получается один ответ, и Аа — тогда ответ другой. Нужно рассмотреть обе альтернативы.

Время на повторение раздела — 3 недели.

4. Система и многообразие органического мира (3 задания в первой части, 1 задание во второй части)

В этом разделе принципы классификации организмов, понятие о таксономических (систематических) категориях и общая характеристика важнейших таксонов, которые представлены в школьном учебнике — надцарств и царств. Нужно уметь характеризовать следующие крупные группы организмов: вирусы, бактерии, грибы, растения (в том числе основные отделы растений) и животные (основные типы животных), а для типа Хордовые нужно также знать и основные классы (например, птицы, млекопитающие).

Время, которое вы потратите на этот раздел, очень сильно зависит от того, насколько вам повезло с учителем и учебными материалами в 6-7 классах. И какая часть пройденного осталась у вас в голове к 11 классу. Кто-то лучше помнит зоологию, кто-то — ботанику. Сильно углубляться не нужно: детали строения, подробную классификацию или всё многообразие представителей каждой группы спрашивать не будут. Исключение составляют разве что позвоночные — про них лучше знать побольше, это пригодится и при ответе на вопросы других разделов.

Время на повторение раздела — 2 недели.

5. Организм человека и его здоровье (4 задания в первой части, 1 задание во второй части)

Для начала придётся повторить ткани, органы, системы органов. Дальше можно пойти по системам в любом желаемом порядке, включая опорно-двигательную, покровную, кровеносную, лимфатическую, внутреннюю среду (прежде всего кровь и лимфу), пищеварительную, нервную, эндокринную, иммунную. Не забудьте про работу мозга и высшую нервную деятельность.

Обратите внимание на витамины, группы крови, виды иммунитета. Важная и сложная тема — анализаторы (прежде всего зрительный и слуховой). Напоследок оставьте всё, что касается здоровья, профилактики болезней, гигиены и первой помощи.

В этом разделе стратегия подготовки вновь будет зависеть от того, насколько хорошо вы помните этот материал. Так как анатомию и физиологию человека обычно проходят в 8 классе, знания у школьников доживают до финала чуть лучше, чем знания из предыдущего раздела. Наверняка и вы что-то помните.

Время на повторение раздела — 2-3 недели.

6. Эволюция живой природы (3 задания в первой части, 1 задание во второй части)

Темы этого раздела — вид, его критерии, доказательства эволюции, развитие эволюционного учения, дарвинизм, закономерности микро- и макроэволюции, направления и пути эволюции, происхождение человека.

Время на повторение раздела — 1-2 недели.

7. Экосистемы и присущие им закономерности (3 задания в первой части, 1 задание во второй части)

Сюда входят среда обитания, экологические факторы; экосистема, её компоненты, цепи питания, экологические пирамиды; разнообразие и динамика экосистем; биосфера, антропогенные изменения в биосфере, устойчивое развитие.

Время на повторение раздела — 1 неделя.

Больше всего заданий в ЕГЭ по биологии из разделов «Клетка», «Организм как биологическая система» (включая генетику) и «Человек и его здоровье». На них и стоит делать упор в первую очередь, если, конечно, что-то из других тоже помните.

https://mel.fm/ekzameny/8905713-ege_biology