ЕГЭ по литературе: как осилить все тексты, понять лирику и написать хорошее сочинение

Выпускники часто говорят, что ЕГЭ по литературе — один из самых сложных. И поэтому нужно хорошо знать все изменения, критерии оценивания и задания. Как готовиться к экзамену по литературе и на что обратить внимание, рассказывает Даниил Ляхович, учитель литературы и автор телеграм-канала «Неиностранный русский».

Порядок проведения экзамена по литературе в этом году не изменился: на всю работу отводится 3 часа 55 минут (235 минут). Максимальный первичный балл — 42. Количество заданий осталось прежним — их 17. Но в структуре самого задания № 17 кое-что изменилось: появилась четвёртая тема сочинения. Она свободная, то есть не привязана к конкретному тексту и автору.

Немного изменились критерии экзамена: формулировки критериев оценки задания № 17 упростили, чтобы все мы, и учителя, и выпускники, лучше понимали, что от нас хотят. Объединили критерии и баллы по заданиям № 8, 15 и 9 и 16. И это разумно: задания одного типа, но в первом случае нужно проанализировать отрывок эпического/лироэпического/драматического произведения, а во втором — стихотворение.

Придётся сразу расстроить тех, кто решил подготовиться к ЕГЭ по литературе за полгода или меньше. Это нереально. Во-первых, очень много текстов в кодификаторе, а во-вторых, часто выпускники слабо владеют приёмами анализа художественного текста и терминологией. Поэтому готовиться лучше как минимум за год, а лучше — за два.


Как готовиться к тестовым заданиям

Тестовые задания в ЕГЭ по литературе — с № 1 по 7 и с № 10 по 14.

В них проверяют:

  • знание родов и жанров литературы (задания 1, 7, 10);
  • знание литературных направлений;
  • знание текста произведения (задание 4);
  • знание средств художественной выразительности (задания 2-3, 5-6, 11-13);
  • умение определять размер и тип рифмы в стихотворении (задание 14).

Разобраться с теорией литературы поможет словарь литературоведческих терминов на сайте «Текстология». Ещё очень рекомендую пособие «Литература в таблицах и схемах» Титаренко. В нём все произведения школьной программы, перечисленные в кодификаторе, подробно и в то же время ёмко разобраны в виде схем. Там же есть большой блок литературных терминах.

Кроме того, можно использовать универсальный справочник ЕГЭ по литературе под редакцией Скубачевской и пособия Сергея Зинина. Там можно найти разборы текстов и примеры заданий к каждому пункту кодификатора. И обязательно книгу Елены Михайловой «Алгоритм написания сочинения: ЕГЭ по литературе-2018».

Пример: Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом во второй строфе данного стихотворения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. гипербола
  2. инверсия
  3. ирония
  4. повтор
  5. сравнение

Чтобы справиться с этим заданием, нужно чётко знать, что означает каждое из понятий и как оно используется в художественном тексте. Полезно выписывать краткие пояснения терминов с примерами из художественных текстов. И лучше бы примеры были не скучными и затёртыми до дыр вроде «лёд как сталь» или «деревья, как всадники, съехались в нашем саду».


Почему важно знать критерии оценки

Очень просто: критерии оценки заданий со свободным ответом (№ 8-9, № 15, 16 и 17) — это алгоритм, которым будет пользоваться эксперт при проверке вашей работы. Эти критерии можно найти на сайте ФИПИ и в любом сборнике по подготовке к ЕГЭ.

Возьмём в качестве примера задание № 17. В нём пять критериев:

  • полнота раскрытия темы;
  • привлечения текста произведения для аргументации;
  • владение литературоведческими терминами;
  • композиция и логика текста;
  • речевые нормы.

Проще говоря, ваше сочинение должно соответствовать заявленной теме, рассуждения нужно подтверждать ссылками на текст произведения (цитировать необязательно). Для анализа неплохо бы использовать терминологию (необязательно сложную: слова типа «роман», «персонаж», «автор», «психологизм» вполне подойдут). Наконец, в тексте должна быть логика и последовательность мыслей и минимум речевых ошибок.


Как готовиться к мини-сочинениям и какие примеры приводить

В заданиях № 8, 9 и 15, 16 нужно дать прямой ответ на вопрос, связанный с анализом фрагмента художественного произведения. Самое главное здесь — научиться анализировать фрагменты текстов. Внимательно читайте и сами вопросы, и фрагмент. Подчёркивайте ручкой те слова и эпизоды, которые помогут ответить на вопрос.

Например, если вас спрашивают, «Как в данном эпизоде „Отцов и детей“ намечается основной конфликт произведения», то вспомните, в чём вообще конфликт романа Тургенева, а потом приведите примеры из приведённого фрагмента.

Немного по-другому это работает с лирикой: если вам нужно написать, каким предстаёт лирический герой в стихотворении Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…», то тут нужно для начала вспомнить особенности лирики Лермонтова и основные её мотивы. Оптимально если все тезисы, которые вы заявите в начале, будут подтверждены ссылками на текст.

В заданиях № 9 и 16 нужно сравнить предлагаемый фрагмент с другими произведениями школьного курса, которые перекликаются тематически. Причём привести нужно два разных текста, желательно разных авторов, с объяснением каждого из них. Тут очень важно чётко понимать формулировку задания, особенно если речь о лирике. Приводить поэму «Мцыри» как иллюстрацию темы одиночества, если вас спрашивают о стихотворениях, — неразумно, всё равно не засчитают. Потому что поэма — лироэпический жанр. Старайтесь приводить только те тексты, которые вам знакомы и которые входят в школьный курс. Не забывайте объяснить, почему вы берёте именно это стихотворение или роман. Напишите, в чём произведения похожи, а в чём — нет (если это требуется в задании).


Как написать хорошее сочинение

Задание № 17 — это классическое литературное сочинение. Объём работы — не менее 200 слов. Важно, чтобы сочинение было:

1. Чётко выстроенным. Введение с набором тезисов по теме, основная часть с развёрнутыми рассуждениями и доказательствами из текста, заключение с понятными выводами.

2. Аргументированным. Нужно привести три-пять аргументов со ссылками на текст произведения. Ссылки необязательно могут быть цитатами, можно пересказать фрагмент, эпизод, привести мнение самого автора о своём тексте. Если пишете сочинение по лирике — проанализируйте не менее трёх стихотворений, иначе потеряете баллы.

3. Соответствующим авторской позиции. Авторская позиция в ЕГЭ по литературе — совсем не то же самое, что в ЕГЭ по русскому языку. Здесь имеется в виду понимание замысла текста, его основных мотивов, отношения автора к своему тексту. Например, если вы пишете, что Горький даёт ночлежникам выход со «дна», то это не совсем так, ведь в конце многие герои либо гибнут, либо пропадают, что само по себе — сомнительный выход.

4. Грамотно написанным (старайтесь следить за качеством речи). По моим наблюдениям, речевые ошибки — бич современных выпускников. Лучше перепроверьте используемые слова в словаре на «Грамоте.ру» или «Яндекс словарях». Подойдёт и Большой толковый словарь. Старайтесь не только написать как можно больше работ, но и редактировать их — полезный навык. Стоит почитать книгу «Пиши и Сокращай» Максима Ильяхова.


Список текстов огромный, а времени мало — как всё успеть?

Я рекомендую составить оптимальный график чтения текстов. Для начала полезно распечатать кодификатор и повесить его над рабочим столом, отметить в нём те произведения, которые вы хорошо знаете и можете о них свободно порассуждать. Написать по ним сочинения, чтобы убедиться в правильности своих выводов и трезвости восприятия.

Затем все оставшиеся тексты разделить на прозу/драматургию и лирику. Читать их разными списками и в разном темпе. Рекомендую двигаться по списку по методу «от малого к большому». Прочтите и проанализируйте сначала рассказы Чехова, Бунина, Солежницына, Горького, а потом уже переходите к романам. Так вы научитесь анализировать небольшие тексты, чтобы потом осилить «Войну и мир».

Параллельно с этим не забывайте читать качественные (а не с сайтов типа «Литра.ру») разборы произведений. Например, двухтомник «Русская литература XIX–XX веков» Бугрова и Голубкова, справочники Скубачевской и Елены Титаренко.

Что касается лирики, советую разбирать авторов по отдельности, читать стихи медленно, а не по 20-30 в день. Причём у каждого автора есть стихи о любви, природе, обществе, философские размышления. Разбейте стихи на эти группы (подойдёт и классификация по видам лирики: пейзажная, любовная, гражданская, философская). Составьте краткие конспекты к каждой из групп, где перечислите конкретные стихотворения, основные образы и их значение и мотивы. Так огромный блок лирики, поначалу пугающий и страшный, точно отложится у вас в голове.

Если времени совсем мало, смотрите качественные экранизации больших произведений, параллельно сверяясь с письменным текстом произведения. Но и в этом случае не забывайте обращаться к разбору текстов.

https://mel.fm/kak-sdat/8623947-ege_literature