Итоговое сочинение: план действий и лайфхаки

Дата публикации: 04.12.2017

Как провести последние дни перед экзаменом и что делать на итоговом, чтобы точно получить зачёт? Курсы для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ LUDI cоставили ну просто очень подробную инструкцию: как подготовиться, как распределить время экзамена, как проверить работу.

Подготовка

1. Освежить память

Времени до экзамена осталось слишком мало, поэтому нет смысла читать классические романы, пытаясь наверстать пробелы в изучении школьной программы. Тем более не нужно заменять подготовку на заучивание банка аргументов и чтение кратких содержаний. Как мы писали в прошлой статье, подобные действия приводят к большому количеству фактических и логических ошибок. Не читали произведение — не используйте его в качестве примера.

Вместо этого проведите ревизию своего литературного багажа. Вспомните всё, что вы читали сами, и письменно ответьте на несколько вопросов:

  • Для аргумента к какому направлению можно использовать произведение?
  • В каком ракурсе это направление рассматривается в тексте?

Сформулируйте более конкретно, используя ключевые слова: безнравственность, предательство друга, достижение цели. Такой аргумент можно использовать, например, для темы «Оправдывает ли цель средства?»

  • Как именно эта проблема раскрывается в тексте (описание персонажей, конкретный эпизод, сюжетная линия)?

Опишите или проговорите подробно, в чём заключается аргумент и как он связан с ключевыми словами. По справочникам или книгам проверьте правильность написания всех имен и фамилий; если нужно, пробегитесь глазами по фрагменту текста.

Для удобства можете воспользоваться шаблоном конспекта.

Так вы систематизируете всю информацию, а значит, на экзамене потратите меньше времени на поиск аргументов и не допустите фактических ошибок. Также конспект помогает задать ракурс анализа текста — благодаря этому на сочинении будет проще найти пример для конкретной темы. Когда ученики подбирают аргументы к направлению в целом, они чаще допускают в сочинении логические ошибки и уходят от темы.

Польза ещё и в том, что после такой ревизии станет понятно, каких аргументов вам не хватает. Допустим, вы пишете уже не первый пример романтических отношений для направления «Верность и измена». Но что, если попадётся нечто иное — верность в контексте дружбы? Если переживаете об этом, воспользуйтесь нашим списком коротких рассказов. Прочтение не отнимет много времени, а вам станет гораздо спокойнее.

2. Распланировать время

Экзамен длится 3 часа 55 минут. За это время нужно будет не только написать текст на новую для вас тему, но и успеть тщательно проверить его. Это значит, что стоит заранее позаботиться о грамотном распределении времени.

Обычно написание сочинения складывается из нескольких этапов:

  • выбор темы (10-15 минут);
  • написание плана (30-40 минут);
  • создание чернового варианта (80 минут);
  • проверка и редактура черновика (40 минут);
  • переписывание на чистовик (40 минут);
  • перепроверка чистовика (20 минут).

Это — один из вариантов распределения времени. Чтобы выработать свой, сымитируйте ситуацию экзамена: потренируйтесь писать сочинение за ограниченное время.

Для этого включите таймер (засеките ровно 3 часа 55 минут), выберите любой комплект тем из нашего документа и приступайте к написанию сочинения. Во время работы отмечайте, сколько времени уходит на каждый этап.

Когда закончите, проанализируйте, где потеряли драгоценные минуты. Допустим, вы не успеваете проверить текст, потому что долго ищете подходящие слова, несколько раз начинаете всё заново и так далее. В этом случае нужно заранее придумать, как сэкономить время — например, при создании черновика не искать идеальную формулировку и дорабатывать её уже при редактуре.


Начало экзамена

1. Грамотно выбрать тему

Темы сочинений станут известны за 15 минут до экзамена. В отличие от открытых направлений, они будут гораздо более конкретными: рассуждать нужно будет не в целом о верности и измене, а, например, о верности в связи с дружбой.

Соответствие теме — это основный критерий оценивания, поэтому к выбору нужно подойти с умом. Вот несколько советов, которые помогут убедиться, что тема вам подходит.

  • Вы хорошо понимаете тему

Этот пункт особенно важен, если тема представлена в виде чьего-то высказывания. Представьте, что такое сообщение вам прислал друг. Что вы ответите? Поймете ли, что он имел в виду, или захотите задать уточняющие вопросы? Ничего плохого в том, что вы не сразу вникли в смысл, нет. Экзамен ограничен по времени, поэтому не стоит экспериментировать и браться за сложное задание, когда есть более простые и понятные варианты.

  • У вас есть примеры из литературы

Чтобы убедиться, что они соответствуют конкретной теме, выделите ключевые слова. Так, в теме «Согласны ли вы с утверждением: „Верность — свидетельство силы“?» ключевыми словами являются «верность» и «сила». Это значит, что вы должны привести в пример такие произведения, в которых героям нужно проявить какое-то усилие, побороть себя для того, чтобы остаться верным. Если на ум ничего не приходит, выберите другую тему.

  • Вам нравится рассуждать об этом

При прочих равных условиях выбирайте то, что интересно вам самому. Сочинения, которые написаны заинтересованным в теме учеником, сразу заметны: в них меньше клише и чужих мыслей. А это, как мы уже писали, влияет на зачёт сразу по нескольким критериям: композиции, качеству речи и соответствию теме.

2. Провести мозговой штурм

Некоторые пользуются на экзамене заученными заготовками, чтобы побороть страх чистого листа. Не советуем так делать. Во-первых, заученный чужой текст (или его фрагмент) считается списанным. Как только проверяющие обнаружат это, вы получите незачёт за всю работу. Во-вторых, растёт риск, что вы уйдёте от темы, а это основный критерий оценивания.

Если не знаете, с чего начать, не пытайтесь формулировать конкретные фразы — только потеряете время. Вместо этого фиксируйте в черновике всё, что пришло в голову: мысли по теме, примеры, ассоциации.

Тема представлена в форме вопроса? Запишите свой краткий ответ и начните постепенно его раскрывать. Допустим, вы выбрали тему «Можно ли судить о человеке по его цели?» Сначала вы просто отвечаете: «Да, судить можно». Попытайтесь понять, почему вы так считаете. Например, потому что цель определяет приоритеты человека, влияет на то, как именно он строит свою жизнь. А с помощью какого произведения это можно доказать? И почему этот пример подтверждает вашу правоту? Эти вопросы помогут вам логично и последовательно раскрыть мысль.

Перед тем, как начать писать, составьте план. Наметьте в нём, о чём конкретно вы будете говорить в тексте — кратко сформулируйте содержание каждого абзаца. Это поможет структурировать мысли и не уйти от темы.


Проверка сочинения

1. Отдохнуть

Когда на протяжении нескольких часов пишешь текст, кажется, что в нём уже ничего нельзя улучшить. Это не так. Но такое ощущение имеет место, и именно поэтому школьники сдают работы, не проверив их как следует.

Чтобы посмотреть на текст свежим взглядом и не пропустить ошибок, сделайте перерыв. Расслабьтесь. Попроситесь выйти и пройдитесь по коридору. Посмотрите в окно, чтобы немного отдохнули глаза.

После того, как встряхнулись, приступайте к проверке. Первый раз перечитывайте черновик сверху вниз, как обычно.

Вот на что следует обратить особое внимание:

  • Насколько логично построен текст

Нет ли неожиданных, резких переходов? Не повторяется ли одна и та же мысль несколько раз?

  • Соответствуют ли части текста друг другу

Уберите основную часть и прочтите только вступление и заключение. Не ушли от темы? Сделали вывод или перескочили на новую мысль, о которой в начале не было ни слова? Проверьте аргументы по ключевым словам темы. Действительно ли пример подходит именно этой теме?

  • Есть ли повторы слов и конструкций

Чаще всего повторы в сочинениях говорят о бедности речи. Старайтесь заменять повторяющиеся слова синонимами и местоимениями, когда это уместно. Об одинаковых синтаксических конструкциях сигнализируют повторы союзов и союзных слов. Такие предложения нужно будет переформулировать.

2. Прочитать с конца

После того как закончите первую проверку и внесёте исправления в текст, можно приступить к поиску пунктуационных, орфографических и грамматических ошибок. Для этого начните читать текст с конца — с самого последнего предложения до первого, фраза за фразой.

Дело в том, что при чтении сверху вниз мы следим за смыслом и не обращаем внимания на грамотность. Чтобы избежать этого, корректоры и изобрели такой приём.

Написание некоторых слов можно проверить по словарю, который должен находится в кабинете, где пишут итоговое сочинение. Однако большинство ошибок приходится не на словарные слова. Вот список того, что обычно вызывает затруднение даже у авторов хороших работ:

  • Орфографические

Правописание безударных гласных, проверяемых ударением; дифференциация на письме НЕ-НИ; слитно-дефисно-раздельное написание наречий; правописание Н-НН в кратких причастиях, прилагательных и наречиях; правописание производных союзов и предлогов.

  • Пунктуационные

Запятые в сложных предложениях разных видов; знаки препинания между частями бессоюзного сложного предложения; постановка запятой на стыке союзов; использование вводных слов (конструкций), обращений; знаки препинания при однородных членах предложения; обособленные члены предложения; запятые при сравнительном обороте.

  • Грамматические

Употребление деепричастного и причастного оборота; нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм; нарушение связи между подлежащим и сказуемым; ошибки в построении предложений с однородными членами предложения; неверный порядок слов.

Повторите эти правила, чтобы не пропустить ошибку при перепроверке вашей работы.

https://mel.fm/blog/ilya-sozontov/97165-itogovoye-sochineniye-plan-deystvy-i-layfkhaki