Сказкотерапия в работе педагога-психолога

Дата публикации: 20.06.2017

Одним из актуальным методов работы с детьми, испытывающими те или иные эмоциональные и поведенческие затруднения, является сказкотерапия.  Сам термин «сказкотерапия» появился сравнительно недавно. Основателем метода комплексной сказкотерапии является Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева

 Из поколения в поколения дети с удовольствием слушали сказки, постигая с их помощью жизнь, учились отличать на примере действующих там героев хорошее от плохого.  Дети всерьез верят в сказочный мир, полный чудес, с его ловкими и  сильными героями и свирепыми чудовищами. Сказки уместны в любой ситуации, пригодны во всех случаях жизни.

Сказкотерапия — это метод, который позволяет решать ряд проблем, возникающих у детей. В частности, посредством сказкотерапии можно работать с агрессивными, неуверенными, застенчивыми детьми; с проблемами стыда, вины, лжи, принятием своих чувств, а также с различного рода психосоматическими заболеваниями. Кроме того, процесс сказкотерапии позволяет ребенку актуализировать и осознать свои проблемы, а также увидеть различные пути их решения.

  Сказка эффективна при работе с детьми, потому что: у них сильно развит механизм идентификации, т.е. процесс эмоционального объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоение его норм, ценностей, образцов как своих. Поэтому, воспринимая сказку, ребенок, с одной стороны, сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не только у него есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем. Происходит это не потому, что ребенок так хорошо разбирается в человеческих взаимоотношениях, а потому, что положение героя более привлекательно по сравнению с другими персонажами. Это позволяет ребенку усваивать правильные моральные нормы и ценности, различать добро и зло.

Используя в своей работе данный метод, на занятиях я создаю особую атмосферу эмоционального принятия ребенка, где поддерживается все позитивное, доброе, что у него есть; признается право ребенка на любые чувства, однако, предъявляются социальные требования к проявлению этих чувств. На своих занятиях я внимательно наблюдаю за поведением детей и интерпретирую их реакции, строя все свое дальнейшее поведение на основе этих наблюдений. Занятия проводится в групповой форме, по 4-6 человек. Каждое занятие начинается с ритуала: например, с игры «Приветствия», в которой дети приветствуют друг друга или говорят друг другу комплименты и т.п. Далее дети создают свои правила: например, правило поддержки, правило активности, правило конфиденциальности и т.п. Затем проходит небольшое обсуждение того, что случилось с детьми за время, прошедшее с предыдущего занятия, их успехов и неудач.

После этого происходит ритуал «Вход в сказку», цель, которого является создание мотивации на совместную работу, вхождение в сказку. «Вхождение в сказку» является очень важным моментом. Это — момент волшебства, таинства.  Для того, чтобы перенестись в необычное пространство, нужны «волшебная сила», «сверх сила» или, по крайней мере, преодоление барьера, препятствия.  На данном этапе проводится ряд психотерапевтических игр (в зависимости от проблем детей, участвующих в группе). Затем дети все вместе слушают сказку, далее идет обсуждение героев сказки, мотивов их поступков. Назначение этого обсуждения — выявление видимой и скрытой мотивации героев. Чтобы выявить скрытую мотивацию, задаются следующие вопросы: Почему герой совершает тот или иной поступок? Зачем ему это нужно? Чтобы помочь ребёнку увидеть способы разрешения его трудной жизненной ситуации посредством сказки задаются специальные вопросы: Как решает герой проблему? Какой он выбирает способ решения проблемы? Все решает и преодолевает сам или старается передать ответственность другому? В каких ситуациях нашей жизни эффективен данный способ решения проблем и преодоления трудностей? Важно выяснить отношение главного героя к окружающим людям и к себе. Необходимо понять общую направленность героя: созидатель он или разрушитель по отношению к окружающему миру и другим героям. Здесь можно задать следующие вопросы: Что приносят поступки героя окружающим людям? В каких ситуациях он поступает плохо, в каких — хорошо? И т.п. Важно, чтобы ребёнок понял возможные способы разрешения трудной жизненной ситуации.

Следующий этап занятия – это драматизация сказки, в котором дети проигрывают ситуации сложившиеся в данной сказке. На этом этапе используются также различные игры, такие как ролевые, связанные с сюжетом сказки, направленные на разрешение трудностей и проблем детей.

 В конце, происходит ритуал «Выход из сказки», где подводятся итоги того, как прошло занятие и исполняется ритуальная песня или игра на сплочение группы и осознание групповой поддержки и т.д. Резюмирование.

Эмоциональный аспект сказкотерапии является дверью к личностному ресурсу. Погружаясь в сказку, дети могут накопить силы, открыть новые возможности для творческого конструктивного изменения реальной ситуации. Сказкотерапия помогает разрешению самых разнообразных проблем: от трудностей в обучении до острых жизненных кризисов.

У сказкотерапии много возможностей. Однако, при ее использовании важны три вещи:

— уместность;

— искренность;

— дозированность.

Важным условием для использования данного метода является внутреннее желания ребенка погрузиться в мир детства, фантазии и творчества, где все возможно.

Педагог-психолог

ОГБУСО «Братский детский дом-интернат»

Панова Наталия Ивановна

Тел.: 89642620199