С родителями беседует педагог-психолог

Беседу с родителями тревожных детей проводит Папенко С.И., педагог-психолог высшей квалификационной категории ОГБУСО «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»

«У вас тревожный ребенок. Как быть?»

Современный темп жизни и требования, которые предъявляет к ребенку система образования, не слишком располагают к постоянному эмоциональному комфорту. Взросло-детское сообщество в саду, школе, внешкольном учреждении, как правило, имеет свои внутренние конфликты и проблемы. Обстановка в семье тоже зачастую не всегда психологически комфортна. Как же детской психике защищать себя от постоянных эмоциональных атак? С каждым годом все больше и больше детей становятся подвержены тревожности — склонности сильно переживать даже по незначительным поводам. Нельзя сказать, что такое состояние — это современная психологическая норма, и закрывать глаза на такое состояние у ребенка не стоит.

Вопрос о том, почему у ребенка возникает повышенная тревожность, все-таки не до конца прояснен. Но одной из главных причин специалисты считают неправильное воспитание ребенка. Родители часто предъявляют к детям необоснованно завышенные требования, потому что мечтают воплотить свои нереализованные мечты в сыне или дочери или же, наоборот, добившись чего-то, не хотят видеть в своей семье «неудачника». Некоторые родители сами высоко тревожны, и ребенок неосознанно берет с них пример. А кто-то целенаправленно формирует у ребенка образ мира как чего-то постоянно угрожающего его жизни и здоровью. Все это, конечно, не способствует нормальному развитию ребенка, продуктивному общению со сверстниками и раскрытию его творческого потенциала.

Тревожность у детей может проявляться по-разному:

— например, дети-невротики. Это дети, чья тревожность проявляется соматически в виде тиков, энурезов и т.п.;

— расторможенные. Дети, которые пытаются заглушить свои страхи повышенной физической и эмоциональной активностью;

— застенчивые. Это безынициативные, замкнутые, но обаятельные дети, которые боятся ситуаций самовыражения;

— замкнутые. Угрюмые, неприветливые дети, крайне неохотно идущие на контакт и постоянно ждущие подвоха от взрослых.

Каждый тип тревожного ребенка нуждается в индивидуальном подходе. Так, например, невротикам необходимо создать ситуацию, в которой можно бы было выплеснуть свои страхи, дать выговориться. У расторможенных детей важно создавать ощущение успеха и обеспечивать им доброжелательную поддержку. Застенчивым детям поможет группа сверстников, подобранных по интересам. Для замкнутых детей нужно найти область интересов и выходить с ними на контакт через нее. Но есть и общие

рекомендации по поведению для родителей, чей ребенок испытывает повышенный уровень тревожности вне зависимости от способов его проявления.

Итак, вот несколько рекомендаций, как вести себя с тревожными детьми, чтобы минимизировать их страхи.

· Прежде всего, проработать собственные комплексы, травмы, недостатки, чтобы все это не влияло на эмоциональный фон ребенка.

· Необходимо принять тревогу ребенка, признать его право на нее. Нужно уметь говорить с ним о том, что его беспокоит, уметь слушать и понимать, обсуждать ситуации и вместе искать выход, даже если его проблемы кажутся вас незначительными.

· Если ребенка беспокоит какая-то конкретная ситуация, то проживите ее вместе с ним и покажите на своем примере, что в этом нет ничего страшного. Например, если он боится делать покупки в магазине, то сходите с ним туда несколько раз и сделайте их вместе, максимально мягко и корректно вовлекая ребенка в процесс.

· Если ребенок пропустил много дней в детском саду или школе, сделайте его возвращение туда постепенным, не оставляйте на дополнительные занятия и продленку первое время, не заставляйте слишком много контактировать с одноклассниками, если ему этого не хочется.

· Если в вашей совместной жизни предстоит какая-то трудная ситуация, подготовьте ребенка к ней заранее.

· Не нужно описывать предстоящие ему трудности в темных тонах, наоборот, подбодрите его.

· Учитесь вместе ставить цели и хвалить ребенка за промежуточные достижения. Во всем старайтесь искать плюсы и положительные стороны.

· Умейте расслабляться сами и показывайте такой пример ребенку. Можно вместе выполнять упражнения на релаксацию.

· Необходимо как можно больше общаться с детьми, посещать вместе мероприятия, зоопарки, выставки.

· Поскольку у детей с повышенной тревожностью часто появляется потребность в физическом контакте, чаще обнимайте и ласкайте их. А еще неплохо завести домашнее животное, которое мог бы обнимать и ласкать ребенок.

Для того, чтобы помочь ребенку на пути избавления от тревожности, полезно проводить совместные игры и постараться самому получать от этого удовольствие. Вот некоторые из них.

«Копилка достижений»

Это очень хорошая игра, которая должна перерасти в привычку видеть и ценить свои маленькие победы каждый день. Вы действительно сможете достичь такой, казалось бы, глобальной цели, если будете систематически использовать этот игровой прием. В дальнейшем можно будет заменить его устным обсуждением своих ежедневных достижений. Итак, возьмите какую-нибудь картонную коробку или вместительную банку и вместе с ребенком оформите ее так, как ему хотелось бы, чтобы выглядела копилка его главных

ценностей — маленьких и больших собственных успехов в жизни. Может быть, на поверхности этой копилки появятся рисунки, отражающие предметы, которые как-то связаны с понятием «успех», или это будут просто симпатичные узоры. Оставьте выбор за ребенком. Отдельно приготовьте небольшие листочки бумаги. А теперь введите правило: когда ребенок возвращается домой, он обязательно должен вспомнить и написать на этом листочке какое-то свидетельство успеха, которого он достиг за сегодняшний день. Так, на записочках будут появляться фразы: «Хорошо прочитала стихотворение у доски», «Нарисовала отличный рисунок на тему «Осень», «Сделала подарок бабушке, который ей очень понравился», «Все-таки смог написать контрольную по математике на «пять», хотя боялся» и многие другие. Эти записи кладутся в копилку достижений. Важно, чтобы даже в самом неблагополучном дне ребенок смог найти что-то, что ему удалось. «Утяжеление» копилки со временем само по себе наполняет детей гордостью и большей уверенностью в своих силах, особенно если родители и другие члены семьи относятся к его маленьким победам с уважением (а не с высоты своих лет и опыта). К этой копилке можно обращаться, когда ребенку кажется, что он встретился с непреодолимыми для него трудностями, или в периоды, когда его критический взгляд направлен на свои способности, и он видит себя никчемным неудачником. В такие периоды полезно вспомнить, что у вашего ребенка есть опыт преодоления трудностей и достижения успеха. Это поможет ему настроиться на позитивный лад. Примечание. Данную игру можно использовать сначала для поднятия самооценки ребенка в целом, а потом для повышения веры в свои силы в каком-то конкретном деле, например, изучении русского языка в школе. Тогда в вашей «Копилке достижений по русскому языку» появятся записи типа: «Сразу запомнила новое правило и поняла тему», «Хорошо написала изложение — близко к тексту», «В сочинении сделал всего одну ошибку» и т. п.

«Звезда квартиры № 10» (номер должен совпадать с номером вашей квартиры)

Эта игра хотя и направлена на помощь ребенку, но предназначена, скорее, для взрослых. Именно они должны подкрепить самооценку ребенка, показать ему самому все лучшее, что в нем есть. Создайте в вашей квартире небольшой стенд, посвященный ребенку. Оговорите время его использования, допустим неделя или две. На этот период ваш ребенок станет «звездой вашей квартиры», так как все остальные домочадцы будут следить за его успехами, отмечать его достоинства. В центре стенда поместите фотографию ребенка. Рядом приклейте лепестки, на которых будете делать записи (можно изготовить и вариант попроще, он больше понравится ученикам среднего школьного возраста — в виде забора, на котором все пишут, что хотят и в любом его месте). В течение указанного времени на этом стенде должны появляться надписи, сделанные членами семьи и касающиеся как постоянных характеристик ребенка, которые они ценят, так и тех его достижений и добрых дел, которые они заметили за текущий день. При желании ребенок и сам может добавить какую-либо заметку о себе. Примечание. Если детей в вашей семье

несколько, то, конечно, нужно создать такой же «звездный» стенд и для других, но использовать их нужно по очереди: «звезда вашей квартиры» должна чувствовать свою исключительность и уникальность в течение отведенного ей времени, получить сполна объем внимания близких, хотя бы в игре не разделяя его с братьями и сестрами. По истечении срока действия стенда его отдают на память самому ребенку, а тот, если хочет, может разместить его у себя в комнате.

«Солнышко»

Это отличная игра, которая позволяет получить от других «психологические поглаживания», столь необходимые каждому человеку для того, чтобы ощущать себя любимым, нужным, успешным, поэтому проводить ее нужно в обстановке доброжелательности, в окружении важных для ребенка людей. Идеально подходящий случай для этого — день рождения ребенка. Можно организовать эту игру, когда маленькие и большие гости уже готовы к общению и развлечениям. Переключите их внимание на ребенка словами: «Посмотрите, что-то наш именинник совсем замерз. Давайте поиграем в игру «Солнышко» и согреем его все вместе!» Усадите всех гостей в круг (если не хватает стульев, можно встать или сесть на пол). В центре поставьте вашего ребенка. Каждому гостю раздайте по одному цветному карандашу. Объясните, что это лучик солнца. Его можно подарить озябшему с добрыми словами, сказав о том, что гостю нравится в имениннике, за что того можно уважать. Покажите пример сами, сказав одно предложение-комплимент своему ребенку и отдав ему лучик. Тот, кого согревают, должен не забыть сказать: «Спасибо», можно добавить: «Очень приятно», если ему что-то особенно радостно будет слышать. Дальше все гости по кругу говорят что-то хорошее и отдают ребенку свой карандаш. Во время этого ребенок поворачивается лицом к говорящему. Примечание. У присутствующих на празднике маленьких гостей тоже может возникнуть желание побыть «отогреваемым», оказаться в центре внимания. Вы можете предоставить им эту возможность, повторив игру, а можете оставить ее для таких особых случаев, пообещав ребятам, что их ждет еще много интересных игр (не забудьте, что обещания, данные детям, нужно тут же начать выполнять).

«Закончи предложение»

Сколько бы окружающие ни рассказывали ребенку о том, какой он замечательный, самым важным является момент, когда ребенок примет их мнение и согласится с тем, что он действительно имеет ряд достоинств и заслуживает уважения. Так что данная игра — хороший способ проверить, что же принял для себя ваш ребенок и как это отразилось на его самоотношении. Возьмите мяч. Объясните ребенку правила игры: вы будете кидать ему мяч и начинать предложение, а он должен бросить его обратно, назвав окончание, пришедшее ему на ум. Все предложения будут касаться ребенка. Одни и те же «начала» могут прилетать к ребенку несколько раз, но придуманные им «окончания» должны различаться. А теперь кидайте ребенку мяч со словами: «Я умею…», «Я могу…», «Я хочу научиться…». Примечание. Каждое начало предложения повторяйте несколько раз, чтобы ребенок осознал, как много он

всего умеет, над чем обычно не задумывался, а ведь когда-то он этому научился.

Самое главное, дорогие родители, помните, у оптимистичных родителей – оптимистичные дети, а оптимизм – защита от тревожности.