Игры для возвращения опоры при психологической травме

Поддержка нужна детям чаще, чем мы можем себе представить. В сложное время ребенок ищет опоры в родителях.

При любой травматизации ‒ ссора родителей, столкновение с опытом, который ребенку не по силам выдержать, и событиями, в которых он не может активно реагировать ‒ ребенок может терять контакт с какой- то из своих частей. Не чувствовать границ тела, переживать резкие эмоциональные скачки, «зависать» в реакциях. Может бояться кого-то или чего-то, что раньше не вызывало тревоги.


Одним из способов поддержать и помочь ребенку в травмирующей ситуации являются игры.

1. Рисуем ладошки

Отпечаток ладони ‒ это первая идентификация малыша. Первые отпечатки грязной ладошки на обоях ‒ это первое «Я есть в мире». Отпечатки в тесте, глине, песке, любой крупе, отпечатки на бумаге, вырезание, разрисовывание ладошки ‒ это ощущение и заполнение внутренней территории.

Когда нужно помочь ребенку вернуть возможность границ и одновременно безопасного контакта, можно использовать игры, где ладошки разных деток могли бы сталкиваться, хлопать, прикасаться друг к другу.

2. Пряничный человек

Дети, пережившие травматический опыт, могут не допускать прикосновений, бояться физического контакта. С ними можно и нужно нарисовать пряничного человечка и разрисовывать его.

3. Лепка

Лепка трансформирует напряжение, снимает зажимы, дает ощущение контроля (что важно для тех, кто потерял контроль над ситуацией, жизнью, реальностью). Лепка полезна при любых психосоматических болезнях.

4. Делаем куклы

Каждый раз, когда мы что-то творим руками, мы возвращаем себя. Куколки из ниток, простые мотанки, человечки из поролона, вылепливание куколок и фигурок из теста или глины ‒ все это действенная терапия.

5. Играем в дерево

Дети, пережившие травматизацию, часто перестают чувствовать контакт ножек с землей. С ними хорошо играть (рисовать, лепить, пританцовывать) цветы и деревья, уделяя внимание корням и крепкому стволу.

6. Что у тебя в руке?

Дети, пережившие травматизацию, пытаются все контролировать. С ними важно говорить о планах, составлять расписания, делать коллажи мечты и прочее.
Чтобы снять напряжение в ручках, одновременно ослабить контроль и вернуть безопасность, нужно дать детям в руки массажное кольцо, эспандер, шарики, наполненные мукой (крахмалом).

7. Сейф для страхов

Чтобы аккуратно прикоснуться к теме страха, дать ребенку отдых и контроль над страшными воспоминаниями и снами, можно соорудить (нарисовать, вылепить, сделать из коробки) сейф для страшных воспоминаний.
Не называйте воспоминания, дайте им метафору: сомните бумагу, возьмите темные листы бумаги, камни, шишки и сложите их в сейф.

8. Кнопка радости

Игра для безопасного возвращения контакта с телом. Ребенок, не говоря партнеру, придумывает звук (песенку). Задумывает место на теле ‒ кнопку, которая, если к ней прикоснуться, включала бы этот звук. Партнер по игре, мягко прикасаясь к телу, должен найти эту кнопку. Потом ребенок ищет кнопку, которую загадал партнер.

9. Грустное деревце

Дети часто не могут попросить о поддержке и объяснить, что их беспокоит. Если ребенка «превратить» в деревце, которое обижено, повреждено, грустит, и спросить, что для него сделать ‒ поставить опору-палочку (себя), подвязать веточку (погладить по ручке), полить (погладить сверху вниз), поставить забор (стать вокруг), ребенок получит необходимый ресурс.

Прокрутить вверх