Дата публикации: 07.02.2024
Моисеева Анна Ивановна,
воспитатель
ОГКУ СО «Социально-реабилитационный центр для
несовершеннолетних г. Иркутска»
Когда-то давно прочитала у В.А. Сухомлинского важные слова о воспитании ребёнка, которые не потеряли своей актуальности в наше время: «если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессии; если ребёнка постоянно критиковать, он учится ненависти; если ребёнка высмеивать, он стремится к замкнутости; если ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины, но в то же время, если ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать других; если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя; если ребёнка хвалят, он учится быть благодарным и верить в людей».
Для новорожденного ребёнка чрезвычайно важно чувствовать прикосновение мамы и папы, их дыхание и настроение. Ближе к году ребёнок нуждается в создании чувства защищённости и спокойствия.
Ребёнку требуется год, чтобы научиться ходить, ещё год, чтобы заговорить, и ещё год – для появления осознанной мыслительной работы. Когда дети 3-х лет говорят «Я сам», это их первый самостоятельный выбор действия. Часто дошкольный возраст недооценивается людьми. Ошибочно считается, что дошкольное детство – это подготовка к жизни, а не полноценная жизнь, однако абсолютно все задатки человека закладываются и корректируются именно до школы, причём закладываются довольно легко, в игровой форме. То, что ребёнок приобретет в детские годы в семье, он сохраняет в течение всей жизни.
Также существуют так называемые семилетние циклы. Каждые 7 лет в организме человека происходят обновления. Изменения на уровне тела обязательно отражаются на психике. Можно сказать, что каждые 7 лет мы становимся другими. Так, например, в 7 лет у детей меняются зубы, дети начинают ходить в школу. Другая важная ступенька в школьной жизни – окончание начальной школы. Бывает, что в начальных классах ребёнок учился хорошо, а переход в средние классы сопровождался сложностями в учёбе, так как объём учебного материала увеличивался, повышался уровень его сложности. В 14 лет происходит пубертатный кризис, дети становятся подростками. Следующие периоды взросления связаны с первой любовью и первым опытом половой жизни. В этот момент важно, чтобы рядом были близкие люди, которые могли бы поддержать, поговорить или дать совет, помочь сделать правильный выбор, будь то профориентация или вопрос дружбы, любви. В дальнейшем нагрузка продолжает возрастать, появляются обязанности и ответственность, особенно у тех, кто рано создаёт свою семью. Здесь важно, чтобы у человека был внутренний стержень, который поможет преодолеть трудности и в профессиональной деятельности, и в дружбе, и в семье.
Зрелость – период личностного роста человека, время для укрепления семейных отношений. Следующий кризис необходим человеку для обретения духовности и мудрости, для оценки пройденного жизненного пути и совершенствования своей личности.
Становление личности воспитанников реабилитационного центра – важная задача, с этой целью была разработана программа «Солнышко живёт в каждом», состоящая из 6 блоков:
I – познавательный
II – коммуникативный
III – игровой
IV – трудовой
V – спортивно-оздоровительный
VI – досуговый
Занятия по программе помогают в развитии навыков общения со сверстниками, родными, друзьями и взрослыми, которые окружают ребёнка.
Работая в учреждении социального обслуживания, я стараюсь закладывать то зернышко доброты, уважения, дружелюбия, которое распустится во взрослом человеке красивым цветком нравственности и воспитанности. В работе с программой помогают конспекты занятий. Предлагаю вашему вниманию один из них.
Конспект педагогического мероприятия
Веселое путешествие
Программное содержание:
- учить детей различать хорошие и плохие поступки, учить делиться добротой;
- формировать у детей способность к регуляции своих действий;
- развивать психические процессы: речь, внимание, воображение, пополнять словарный запас;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость.
Материалы и оборудование: видеопроектор, экран с анимированным изображением «Путешествие паровозика», фонограмма «Звуки природы», «Дружба»; декорация «Лес»; столы, мольберты; сюжетные картинки, демонстрационный материал, раздаточный материал, фломастеры.
Предварительная работа: беседа «Кто самый добрый»; решение проблемной ситуации «Встречаем новичка»; чтение рассказа Л. Успенской, Б. Успенского «Вова и Валюшка»; чтение и заучивание стихотворения А. Шибаева «Дед и внук»; дидактическая игра «Солнечные подарки»; работа в «Мастерской добрых дел»; демонстрация коллективной работы «Солнечные зайчики»; наблюдение на прогулке за солнышком; игра-экспериментирование с зеркалом «Поймай зайчика».
Проведение педагогического мероприятия.
Воспитатель: Посмотрите, пожалуйста, какой красивый паровозик приехал к нам в гости, ребята. Я приглашаю вас в путешествие. В конце путешествия нас ждет сюрприз. Во время нашего путешествия будут остановки.
Я паровоз, вы вагончики. Приготовились, поехали (дети с воспитателем имитируют движение поезда).
Внимание, первая остановка «Лесная»! Сейчас мы в лесу (воспитатель обращает внимание детей на звучащую фонограмму «Звуки природы»). Что вы слышите? (Пение птиц).
Представьте, что вы на лесной полянке. Садитесь на травку, потрогайте, какая она мягкая, шелковистая. Закройте глаза, представьте над головой голубое небо, яркое солнышко, поют птицы, дует ветерок и шумят листочки на деревьях (дети представляют отдых на лесной полянке).
Воспитатель: Открывайте глазки, чудеса продолжаются. Раз, два, повернись, Анна Ивановна в добрую волшебницу превратись! (Воспитатель «превращается» в волшебницу).
Волшебница: Я Добрая Волшебница, хочу с вами подружиться. Вы дружные ребята? Веселые? Добрые? (Ответы детей). Я покажу вам, откуда берется у людей доброта, и научу вас ею делиться. Сделаем вместе с вами из ладошек чашечку (дети совместно с педагогом складывают ладони в форме чашечки), поднесем чашечку к груди, там, где у нас бьется сердечко. Ребята, доброта живет у нас внутри – в наших сердечках.
Представьте, что вы наполнили свою чашечку добротой, и поделитесь ею с другом (проводится дидактическое упражнение «Делимся добротой»). Теперь мы с вами добрые друзья?
Волшебница: Путешествие продолжается, в путь!
Вторая остановка «Круглый стол». Проводится дидактическая игра с сюжетными картинками. Воспитатель предлагает детям рассмотреть сюжетные картинки с изображением хороших и плохих поступков детей, разделить их и закрепить на мольберте у подходящего символ.
Волшебница: Вот картинки, рассмотрите их (дети рассматривают картинки, педагог задает вопросы по содержанию картинок, проводит индивидуальную работу). Обратите внимание, на мольберте изображены солнышко и тучка (указывает на символические изображения на мольберте). Картинки с хорошими поступками мы прикрепим рядом с солнышком, потому что солнышко – это радость, тепло и добро. А плохие – рядом с хмурой, сердитой тучкой (дети выполняют задание, поясняют свой выбор). Ребята, будем делать добрые дела и совершать хорошие поступки? (Да).
Наше путешествие продолжается, поехали!
Третья остановка «Дружная» (ритмическая пауза с элементами тактильного контакта).
Дружат наши ушки ля-ля-ля,
Дружат наши носики ля-ля-ля,
Дружат наши спинки ля-ля-ля,
Обнимемся с тобою. Мы друзья.
Волшебница: Вагончики, соединяйтесь, поехали дальше!
Четвертая остановка «Солнечная» (воспитатель обращает внимание детей на нерадостное изображение солнышка на мольберте).
Волшебница: Ребята, что-то солнышко нерадостное, посмотрите внимательно, чего не хватает? Правильно, улыбки. Давайте солнышку улыбнемся, и тогда оно улыбнется нам (воспитатель добавляет солнышку улыбку). Посмотрите, как это легко сделать. Теперь вы можете сами совершить чудо и подарить добрые улыбки вот этим маленьким солнышкам (детям предлагается закончить рисунок, проводится дидактическая игра «Дорисуй»). Давайте подарим наши рисунки гостям (дети дарят рисунки гостям).
Вот и закончилось наше путешествие! Раз, два, повернись, Добрая Волшебница в Анну Ивановну превратись (воспитатель снимает с себя элементы костюма).
Спасибо большое, ребята, а вот и обещанный сюрприз – конфеты чупа-чупс с изображением солнышка.
Дети и воспитатель уходят.