Дата публикации: 02.11.2022
Что нужно для игры в песке?
А нужно, в сущности, так мало:
Любовь, желанье, доброта,
Чтоб вера в детство не пропала.
Простейший ящик из стола
Покрасим голубою краской,
Горсть золотистого песка
Туда вольётся дивной сказкой.
Игрушек маленьких набор
Возьмём в игру… Подобно Богу
Мы создадим свой мир Чудес,
Пройдя познания Дорогу.
Д. Фролов.
Песок – загадочный материал: способен принимать любые формы, быть податливым, сухим и влажным, легким и ускользающим, пластичным и плотным, это захватывает и завораживает детей. Изменчивость и податливость песка вызывает желание создавать из него миниатюры реального мира. Песок ассоциируется чаще всего с вечным: он хранит оставленные прошлым следы и в то же время является «чистым листом» для образов переживаний.
Игры с песком – это любимое занятие детей. Незаметно для ребенка игра превращается в сеанс терапии, а для специалистов – это возможность помочь детям справится с психологическими проблемами. Каждому ребенку свойственно творить, что- то свое, ломать, чувствуя свою силу, но при всем этом чувствовать себя защищенным. Все это может легко сочетаться и реализовываться в играх с песком. Специфические особенности песка таковы, что он оказывает сильное влияние на развитие ребенка – снимает излишнюю напряженность, тревогу и страх, зажатость и стеснительность перед окружающими. Песок имеет способность забирать в себя негативную энергию, трансформировать агрессию в положительно направленные действия. Он обладает способностью «заземлять» негативную психическую энергетику. Мельчайшие песчинки при работе с песком успешно активизируют чувствительные точки нам кончиках пальцев и нервные окончания на ладонях, а это в свою очередь самым положительным образом воздействует на работу всех внутренних органов и систем организма ребенка, в том числе на мыслительную деятельность.
Песочная терапия, помимо социальной адаптации является одним из наиболее эффективных коррекционных методов в работе с ребенком: дети лучше воспринимают формы, цвета, величины, а также расширяется спектр тактильных ощущений; проявляется активная речь, улучшается слуховое восприятие; развивается ручная моторика, повышается самооценка, выравнивается эмоциональный фон восприятия себя и окружающего мира; с помощью песочной терапии положительным образом решаются вопросы отношений в рамках диады ребенок – взрослый.
На сегодняшний день на территории г. Нижнеудинска и Нижнеудинского района Иркутской области нет учреждений, практикующих методы песочной терапии и поэтому в 2022г. на базе областного государственного казенного учреждения социального обслуживания «Социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних Нижнеудинского района» открыта студия рисования песком «Песочные приключения» для детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, чьи семьи находятся в трудной жизненной ситуации и социально – опасном положении с целью психологического сопровождения и социальной адаптации несовершеннолетних с использованием оборудования, полученного за счет средств Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и в рамках реализации мероприятий Комплекса мер Иркутской области.
Работа детей с песком решает ряд таких задач как:
- Снятие зажимов, сенсорное воздействие.
- Релаксация и стимуляция.
- Развитие мелкой и общей моторики.
- Развитие навыков общения и взаимодействия.
- Развитие адекватной самооценки и позитивного самоощущения.
- Проигрывание альтернативных вариантов развития ситуации.
- Возможность посмотреть на ситуацию со стороны, глазами другого человека.
- Формирование новых способов действий.
- Формирование опыта социальных навыков поведения с помощью групповой работы в студии рисования песком.
- Совершенствование коммуникативных навыков ребенка.
Занятия с детьми проходят в специальной комнате, где созданы все условия для решения поставленных задач.
В студии, помимо разноцветного кварцевого песка, мы используем такое оборудование как интерактивную песочницу, песочные столы, как для детей, так специальный для педагога – психолога, интерактивную доску, проектор, колонки для использования расслабляющей музыки, различные кисти, как жесткие, так и мягкие, гребни, сюжетные картинки, игрушки, для создания песочных композиций, фотоаппаратуру, чтобы в дальнейшем задействовать фотографии в различных выставках с целью повышения уровня мотивации наших детей в психологической установке на выздоровление.
При организации занятий в студии, специалисты соблюдают следующие правила:
- Занятие должно проходить в доброжелательной, творческой атмосфере. Ребенку необходимо создать пространство для его самовыражения, не устанавливая жестких рамок и правил.
- Структуру занятия необходимо адаптировать под интересы самого ребенка.
- Занятия, лучше всего выстраивать с использованием игр и игровых упражнений, направленных на развитие ребенка.
Все наши встречи с детьми с студии рисования песком «Песочные приключения» состоят из нескольких этапов:
- Подготовка. На этом этапе проводятся упражнения для развития мелкой моторики рук. Применяется психологическая гимнастика, на развитие эмоциональной сферы детей, памяти, внимания и воображения.
- Вводный этап предусматривает беседу по тематике занятия. Здесь же педагоги – психологи могут пофантазировать с детьми о том, кто и что будет рисовать, с использованием каких инструментов.
- В основной этап входит непосредственно работа с песком. Здесь же специалисты могут применять физкультминутки, в зависимости от физического развития детей.
- Заключительный этап предполагает анализ детьми своих работ и работ друзей. В конце занятия, работы детей фотографируются.
Все занятия в студии рисования песком, организованные с участием специалистов, так и самостоятельные игры детей без помощи взрослых, проводятся с учетом возрастных особенностей каждого ребенка, продолжительностью не более одного часа в зависимости от его физического развития 1 раз в неделю.
Для эффективной работы и психологического комфорта детей, на занятиях к каждому ребенку подбирается индивидуальный подход, что оказывает положительное влияние на результат работы и психологическое состояние несовершеннолетних.
За период работы студии рисования песком «Песочные приключения» проведено более 40 занятий, которые смогли посетить 54 ребенка, из них 15 детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Никакой другой материал не сможет сравниться с песком по силе влияния на умственное и физическое развитие ребенка: самостоятельные игры и занятия с педагогами – психологами с использованием песка способствуют развитию мелкой моторики, произвольному вниманию, координации, мышления ребенка, а игры с другими детьми развивают коммуникативные навыки ребенка, способствуя их гармоничному когнитивному и эмоциональному развитию.
Ковалевич Ольга Николаевна
директор областного государственного казенного учреждения социального обслуживания «Социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних Нижнеудинского района»
Чепикова Надежда Николаевна
заведующий отделением сопровождения семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья областного государственного казенного учреждения социального обслуживания «Социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних Нижнеудинского района»