Воспитание уважения к традиционным семейным ценностям у детей

Дата публикации: 02.05.2024

Сегодня вопрос о воспитании уважения к традиционным семейным ценностям у детей является чрезвычайно важным.

Этот процесс включает несколько этапов.

1 этап. Предъявление ценности в реальных условиях воспитания.

Реальность такова, что у детей есть свои собственные ценностные ориентации. При чем каждый вкладывает свой собственный смысл в понимание ценностей, поэтому очень важно не просто обозначить ценность, но и согласовать смысловое содержание этой ценности.

Прежде всего мы начинаем обсуждать ценность семьи. Что такое семья? Для чего нужна семья? Ведь не секрет, что обществу долгое время навязывали идею так называемых свободных отношений, скажем прямо – идею сожительства. А сейчас продвигается движение «Чайлдфри» ‒ это молодежная субкультура, характеризующаяся сознательным желанием не иметь детей, поэтому воспитателям необходимо найти достаточно весомые аргументы при предъявлении такой ценности, как семья.

2 этап. Выявление смысла ценности и её содержания.

Например, педагогам самим необходимо определиться, что такое «счастливая семья». Счастливые семьи в современном обществе не такое частое явление, но тем не менее они существуют.

Поэтому прежде чем идти к детям, воспитателям необходимо понять, по каким показателям можно судить о семейном счастье и семейном благополучии.

Один из подходов к понятию «семейное благополучие» состоит в следующем: семейное благополучие – такое состояние семьи (экономическое, психологическое, нравственное), которое в наибольшей степени отвечает требованиям нормальной жизнедеятельности членов семьи и воспитания детей.

Следовательно, с детьми необходимо обсудить и понять, что же такое нормальная жизнедеятельность членов семьи и нормальные условия воспитания детей.

3 этап. Первичное оценивание и обеспечение эмоционально положительного отклика к данной ценности.

На этом этапе необходимо показать образцы поведения, ориентированные на базовые нравственные ценности. С подростками рекомендуется проведение ценностных диалогов. Например, можно провести обсуждение по теме «Что значит полноценная, внутренне богатая и честная супружеская жизнь?».

4 этап. Реализация ценностных ориентаций в деятельности, общении и поведении.

Ценности воспитываются через образцы и примеры, которые мы демонстрируем детям, поэтому так важно обратить на это внимание.

Одной из технологий организации активной деятельности в сфере формирования ценностного отношения к семье является проектная деятельность: изучение родословной, создание герба семьи и т. д.

Основная тематика бесед для подростков может быть связана с усвоением ими моделей семейных отношений. Было бы полезно обсудить информацию о психологии брака, рассказать о роли мужа и жены, отца и матери. Весьма важно показать социальную престижность отцовства и материнства. Кроме этого, необходимо обратить внимание на ознакомление с вопросами ведения домашнего хозяйства, организации бюджета семьи. Особое значение приобретает воспитание ответственного родительства

5 этап. Закрепление ценностного отношения в деятельности и поведении воспитанников.

На данном этапе используются следующие формы работы с детьми: занятия в клубах, кружках (постановка притч); совместные семейные праздники; сторитейлинг или встречи с людьми, прожившими в браке всю жизнь и т.д.

Как относиться к проведению мероприятий, сценарии которых взяты из Интернета? Чужие разработки хороши, если они являются подсказкой для творческого педагога. На основе этого педагог может выстраивать что-то свое.

Важно подчеркнуть, что для получения результата необходимо соблюдать все вышеперечисленные этапы.

Информация подготовлена специалистами отдела инновационной и проектной деятельности Регионального ресурсного многопрофильного центра «РОСТ»