Дата публикации: 23.08.2019
Каждый ребенок, оставшийся без попечения родителей, попадая на воспитание в замещающую семью достоин хорошего уровня жизни в новой семье, который зависит не только от материального обеспечения, но и качественной психолого-педагогической подготовки замещающих родителей к принятию приемного ребенка.
Главная задача специалистов, занимающихся вопросами семейного устройства детей, и подготовкой кандидатов в замещающие родители — не допустить вторичного сиротства. Профессионально подготовленные родители должны быть готовы к решению социально-педагогических, правовых и психологических проблем, возникающих при воспитании приемного ребенка.
Обучение во всех школах приемных родителей происходит по общей для всей страны программе, утвержденной Министерством образования. Однако, благодаря практике, полученной на стажировочной площадке на базе государственного казенного учреждения Калужской области «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Содействие» в 2018 году специалисты ОГКУСО «ЦПД г.Ангарска» пересмотрели опыт работы ШПР и стали использовать новые формы и методы работы с учетом социального статуса кандидатов, их возраста, семейного положения.
К обучению в школе приемных родителей привлекаются все члены семьи, в том числе и из категории тех граждан, которые не обязаны проходить обучение в соответствии с законодательством (родные бабушки, дедушки, родные братья, сестры, граждане, которые ранее являлись приемными родителями).
Курс школы приемных родителей начитается с практического занятия «Мотивационный тренинг». Задача данного мероприятия – помочь каждому из кандидатов определиться, каким является его мотив принятия ребенка в семью, насколько данный мотив является конструктивным. По окончании тренинга вниманию учеников ШПР представляется послание от предыдущей выпустившейся группы, где выпускники рассказывают о том, что дала им школа приемных родителей, как изменилось их видение в отношении приема в свою семью и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Далее обучение проходит по разделам в соответствии с утвержденной программой:
— Юридический аспект: права и обязанности, процедуры, документы.
— Медицинский (справочный): особенности здоровья детей в государственных учреждениях, особенности возрастного развития детей, оказание доврачебной помощи.
— Психолого-педагогический: психология семьи, детская психология, детско-родительские отношения, адаптация ребенка и семьи.
В течение прохождения курса школы приемных родителей, длительность которого обычно составляет порядка полутора-двух месяцев, педагог-психолог встречается со всеми членами будущей приемной семьи, чтобы выяснить уровень ресурсности семьи для принятия ребенка и «риска» возврата ребенка в государственное учреждение. Особое внимание уделяется таким факторам, как возраст кандидатов, особенности здоровья, семейное положение, период нахождения супругов в браке, наличие и возраст кровных детей, жилищно-бытовые условия проживания семьи. Анализ данной информации отражается в психологическом заключении кандидата, где прописываются выводы о том, что гражданин может являться приемным родителем, либо ему не рекомендуется быть таковым.
Исходя из того, что на территории Ангарского городского округа в устройстве в семью остро нуждаются несколько категорий детей – это дети с инвалидностью и дети подросткового возраста. Мы привлекаем к работе в ШПР другие сторонние учреждения и организации в рамках межведомственного взаимодействия. Так в каждую группу на занятия приглашается специалист КЦСОН «Веста», который рассказывает об услугах, предоставляемых в стенах учреждения будущим приемным родителям для своих детей. А именно, доносится информация об отделе по организации отдыха детей и их оздоровления, и об отделении реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. Также приглашается председатель НКО «Импульс», данная организация ориентирована на работу с детьми, имеющими ограниченные возможности.
На заключительном занятии приглашается специалист органов опеки, чтобы кандидаты в замещающие родители смогли задать интересующие вопросу по сбору необходимых документов для оформления ребенка в семью.
В заключение курса школы приемных родителей с кандидатами проводится итоговое тестирование с целью выяснения уровня усвоения изученного материала.
Вручение свидетельств о прохождении школы приемных родителей проходит в торжественной обстановке, которое заканчивается чаепитием. На вручение свидетельств приглашается приемный родитель, имеющий успешный опыт замещающего родительства. После вручения свидетельств кандидаты в замещающие родители беседуют с действующим приемным родителей о том, с какими трудностями столкнулась его семья при приеме ребенка, как проходил адаптационный период, как удавалось справляться с возникающими проблемами.
Еще одним нововведением программы подготовки приемных родителей является проведение «Дня новых знакомст», который проводится
в форме практического занятия для будущих приемных родителей с участием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в семейном устройстве, проживающих в «ЦПД, г.Ангарска». К организации данного мероприятия активно привлекаются представители НКО «Родители Сибири». Посредством совместных игр, потенциальные родители и дети знакомятся, устанавливают благоприятный эмоциональный контакт, который способствует более открытому общению взрослого и ребенка. По итогу встречи участники дарят друг другу на память подарки, изготовленные своими руками.
Положительным результатом проведения данного мероприятия явилось устройство несколько детей подросткового возраста в семью.
По завершению обучения в ШПР выпускникам предлагается вступить в группу в мессенджере «Viber» «Ангарские замещающие родители», где можно своевременно получить практические советы и помощь от опытных приемных родителей.
Заведующая отделением сопровождения замещающих семей ОГКУСО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, г.Ангарска» Александра Леонидовна Березина