Развитие навыков рисования у ребенка раннего возраста

Дата публикации: 12.11.2019

«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются –

это весьма полезно, а потому

не только не следует мешать,

но нужно принимать меры к тому,

чтобы всегда у них было что делать».

Ян Амос Коменский.

Уважаемые родители!

Не откроем Вам, уважаемые родители, секрет, если скажем, что именно от Вас, родителей, зависит, как будет развиваться ребенок. Мы, социальные педагоги, предлагаем Вам уделить внимание такому занятию, как рисование, ведь занятие рисованием – одно из самых больших удовольствий для ребёнка. Это занятие приносит малышу много радости. Давно доказано, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и благополучия детей, а поскольку изобразительная деятельность является источником хорошего настроения, следует поддерживать и развивать интерес ребёнка к творчеству. Мы предлагаем заняться рисованием с детьми раннего возраста, Ребенок раннего возраста охотно вовлекается в продуктивную познавательно-творческую деятельность. Дети в процессе изобразительной деятельности приобретают способность всматриваться, вслушиваться, ощущать, анализировать предметы, явления, видеть в них общее и отличное. У детей развивается внимание, усидчивость, тренируется рука и глаз. В изобразительной деятельности идёт интенсивное познавательное развитие. У ребёнка раннего возраста уже формируются сенсорные ориентировки в цвете, форме, величине, фактуре предметов, развивается способность всматриваться, вслушиваться, анализировать предметы, явления, видеть в них общее и отличительное, быть внимательным. Идёт первоначальное освоение орудийных действий с изобразительным материалом. Задача родителей научить малыша правильно брать и держать карандаш (кисть). Если ребенок слишком сильно сжимает карандаш пальцами, то это приводит к перенапряжению руки, скованности движений, если слишком слабо, то малыш не может удерживать карандаш в руке. Изображая простейшие предметы и явления, ребёнок познаёт их, у него формируются первые представления. Через изобразительную деятельность возможно успешное развитие таких качеств личности, как самостоятельность, инициативность, коммуникативность, а также способность подчинять своё поведение элементарным правилам – как прообраз будущей саморегуляции, самоуправления.

Таким образом, изобразительная деятельность важна не столько для овладения умением рисовать, сколько для общего психического и личностного

развития ребёнка. Привлекая ребенка к изобразительной деятельности, родители должны понимать, что на данном возрастном этапе главное – это интерес, удовольствие и радость малышей от процесса, а не само по себе овладение умением рисовать. Задача взрослых вовремя заметить и поддержать интерес ребенка, создать условия для развития изобразительной деятельности.

В зависимости от возможностей ребенка родители могут использовать

следующие приемы:

· Совместные действия – работа «рука в руке»;

· Поэтапная работа «делай, как я»;

· «Посмотри и сделай тоже самое»;

· «Выслушай и выполни».

Если вы решили с малышом порисовать, вам необходимо запастись

следующими инструментами и материалами: мольберт, карандаши цветные, фломастеры, восковые мелки, кисточки, краски, в том числе специальные краски для рисования пальцами, баночка-непроливайка.

Приступив к рисованию со своим малышом, используйте разнообразные методы и приемы:

Рисование в воздухе — пальчиком ведущей руки ребенка изобразите линии и фигуры в воздухе. Использование этого приема помогает ощутить правильное направление движения и запомнить его на двигательном уровне. Можно также рисовать пальцем на любой гладкой поверхности: стекле, столе.

Совместное рисование – вложите карандаш в руку ребенка, возьмите ее в свою и водите по бумаге, создавая изображение и параллельно комментируя рисунок. Этот метод поможет ребенку научиться правильно держать карандаш, надавливать на него во время рисования с определенной силой.

Самостоятельное рисование — пусть ребенок попробует создавать рисунки по собственному сюжету и желанию с использованием усвоенных навыков.

Во время рисования с малышом постарайтесь учитывать его желания и

интересы. Разнообразить творческий процесс помогут нетрадиционные техники рисования.

Рисование на мокрой бумаге. Вместе с малышом нанесите краски на лист, предварительно смоченный водой, затем рассмотрите, что у вас получилось: это могут быть размытые очертания, плавные переходы, смешение красок.

Рисование пальцами. Специальные краски, гуашь или акварель разведите до густоты сметаны и налейте в плоские крышки, помогите малышу обмакнуть кончик указательного пальца в краску и прикоснуться пальчиком к бумаге. Пофантазируйте вместе, на что похож получившийся отпечаток. После окончания не забудьте хорошо помыть ручки малыша.

Рисование ладонями. Специальные краски нанесите с помощью кисточки на внутреннюю сторону ладони ребенка, либо коснитесь ладошкой краски в блюдце и приложите ее к листу бумаги для получения отпечатка. При нанесении краски кисточкой используйте разные цвета. Прикладывая ладошку к бумаге, можно сжать или растопырить пальцы.

Рисование с помощью штампа. В качестве штампов используйте деревянные геометрические фигурки из игрушечного строительного набора или вырежьте шаблоны нужной формы из овощей (моркови, картофеля). Нанесите краску на поверхность штампа и вместе с малышом приложите штамп красочным слоем к бумаге. На штамп можно наносить одну или несколько красок.

Рисование кисточкой. Если вы со своим ребенком решили рисовать кисточкой, то используйте разные приемы:

· примакивание – нанесение на основу цветных пятен путем прикладывания к бумаге кисточки с краской. После соприкосновения с бумагой кисточку следует сразу, без проведения мазков, оторвать от нее;

· нанесение мазков – рисование кисточкой путем проведения линий различной длины в разных направлениях (сверху вниз, слева направо и др.);

· рисование кисточкой поверх карандашного эскиза – нанесение красок поверх несложного карандашного эскиза, состоящего из простых линий и форм: прямые вертикальные и горизонтальные линии, круги, полукруги, овалы.

Уважаемые родители! Мы надеемся, что наши советы будут полезны. Занимайтесь рисованием с Вашим малышом, и Вы увидите, что совместные занятия доставят удовольствие и радость Вам и Вашему ребенку.

Консультацию для родителей подготовили И.Б. Мушакова и Т. А. Усольцева — социальные педагоги ОГБУСО «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»